dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Маски-show must go on

Алексей Битов (poziloy)

Неужели кто-то полагает, будто тусовка нынче только тем и занимается, что скорбит по оставившему боевой пост лучшему другу всех недорослей? Что ж, если так, этот «кто-то» крупно ошибается; как говорится, война войной, а обед – по расписанию.
Открываем сайт «Золотой маски» и находим там «Конкурс конкурсов–2015» (http://www.goldenmask.ru/spect.php?id=1248). Читаем: «Важно и то, что, собирая каждый год под одной шапкой лучшую современную драматургию, Конкурс конкурсов маркирует особое место автора в театре – автора как «барометра» времени. Осуществляемый на этот раз в рамках программы «Здесь и сейчас», Конкурс опирается на шорт-листы важнейших конкурсов и премий русскоязычной драматургии – от уральской «Евразии» до московской «Любимовки»». Судя по бессмысленной напыщенности, текстовку, похоже, сочинил П.Руднев; К.Матвиенко обычно изъясняется в немного ином ключе.
Почему наш выбор ограничен Рудневым и Матвиенко? Ну, как же: «Пьесы в шорт-лист отбираются экспертами Кристиной Матвиенко, Павлом Рудневым»; имена и фамилии экспертов выделены на «масочном» сайте, и третьего тут, как видите, не дано.
Как происходит отбор? Тоже мне, бином Ньютона! «Конкурс опирается на шорт-листы важнейших конкурсов и премий русскоязычной драматургии:
1. «Первая читка»
2. «Действующие лица»
3. «Любимовка»
4. «Дебют»
5. «В поисках нового героя»
6. «Евразия»
7. «Омская драма»
8. «Ремарка»
9. «Свободный театр»
».
Почему именно эти 9 фестивалей, а не «Баденвайлер» или Волошинский фестиваль (о конкурсах, противопоставляющих себя «новой драме», даже и не говорю)? А хрен его знает, не ко мне вопрос, да это и не важно, поскольку некоторые конкурсы включены в заветный список чисто для конспирации; во всяком случае, попробуйте отыскать среди 9 номинантов представителей «Действующих лиц» или «В поисках нового героя» (кстати, не уверен, что этот конкурс в 2014 году проводился, но мало ли...) Зато повезло «Дебюту», «Евразии», «Омской драме» и «Свободному театру» – каждый счастливчик представлен двумя номинантами. Но это – отнюдь не рекорд, и тут мне очень помог, представьте себе, сайт ПТЖ, где с некоторых пор существует архив пьес-лауреатов (http://drama.ptj.spb.ru/authors). М-да, результат превзошёл самые смелые ожидания: 7 (!) финалистов из 9 имеют непосредственное отношение к «Любимовке»; если кто подзабыл, напомню, что именно с этим фестивалем г.Руднев и г-жа Матвиенко связаны особенно тесно. (В скобках: некоторые номинанты – лауреаты двух и даже трёх конкурсов/фестивалей; удивляться нечему, это как раз нормально.)
Что ж, «эксперты» потрудились на славу; очередь – за жюри. А кто у нас в жюри? «ЖЮРИ:
Дмитрий Бавильский, писатель
Елена Гремина, драматург, директор Театра.doc
Сабина Еремеева, продюсер
Андрей Москвин, театральный критик
Евгений Писарев, режиссер, художественный руководитель Театр им. А.С. Пушкина
».
Писарев – разумеется, не тот человек, который пойдёт против большинства, а остальные и вовсе из одной когорты; к примеру, Еремеева – продюсер фильмов К.Серебренникова «Измена» и «Чайковский», а Москвин... хватит, наверное, одной цитаты: «Моноспектакль поставлен по пьесе белорусского драматурга Павла Пряжко... Спектакль хозяев фестиваля – это серьезная работа, очень хорошо выстроенная и интересная для зрителя, – считает доцент Варшавского университета, театральный критик из Польши, постоянный член жюри форума Андрей Москвин» (http://www.rm.tvrmogilev.by/ru/news/latest/167_15011_arhive__.html). Что поделать, других жюристов у «Золотой маски» для нас нет...
Кстати, а не пора ли СТД внести свой устав статью, допустим, шесть-прим, где открытым текстом будет прописано, что руководящей и направляющей в современной драматургии является «новая драма»? Так, по крайней мере, будет честнее, чем то же самое, но явочным порядком, де-факто... Судите сами: в Конкурсе конкурсов верховодит то М.Угаров, то Е.Гремина, а на «отборе» сидит уже упомянутая К.Матвиенко. Это семейный подряд или партийная монополия? Поясните, пожалуйста, будьте так любезны. Во всяком случае, чужие здесь не ходят – ни в экспертах, ни в жюри (особенно после того, как пару лет назад жюри пошло на поводу у оппортунистов и отдало Гран-при М.Хейфецу в обход проверенных партийных кадров).
О самих номинантах – всего несколько слов. Две трети списка на сей раз составили дебютанты (хотя и любимовцы); если не ошибаюсь, опыт участия в «Конкурсе конкурсов» есть только у И.Васьковской, О.Жанайдарова и М.Зелинской. Исключительно для справки: трое авторов мне не знакомы вовсе (Д.Верясова, М.Досько, Г.Журавлёва); ещё троих (И.Васьковская, У.Гицарева, М.Зелинская) знаю по другим текстам причём не могу сказать ничего хорошего ни о Гицаревой («Спичечная фабрика»), ни о Зелинской («Родительный падеж», см. http://dik-dikij.livejournal.com/330863.html или , см. «Я не Соня» http://dik-dikij.livejournal.com/990106.html).
Что ещё хуже, три текста я читал, и ни один не впечатлил. П.Арие («В начале и в конце времён») поставил недавно Р.Виктюк; полагаю, поставил он не пьесу, а инсценировку, поскольку текст в том виде, в котором я его читал, на сцену вынести невозможно – стало быть, никакая это не пьеса). Ещё хуже с очередным творением О.Жанайдарова: «Магазин» (в моём понимании) – это откровенная спекуляция, рассчитанная на очень толерантного читателя, к числу коих я, извините, не отношусь. Справедливости ради, пропаганды гомосексуализма и тому подобное в тексте нет, так что Е.Ямпольская может не напрягать своих экспертов, не менее беспристрастных, нежели г.Руднев и г-жа Матвиенко.
Что тот солдат, что этот.
Да, не упомянул ещё лауреата сразу трёх конкурсов/фестивалей – «Учебник дерзости» Ю.Тупикиной. Тут ничего не могу сказать, не запомнилось совсем, осталось лишь ощущение чего-то читанного-перечитанного. Но бывает и хуже, зуб даю.
Что дальше? Видимо, я всё же постараюсь прочитать 6 неведомых текстов, но писать о них, скорее всего, не стану. Разве что какой-нибудь номинант, отобранный светочами экспертизы, окажется совсем уж ни в какие ворота. Или, наоборот, если наткнусь на серьёзную пьесу. Собственно, а почему бы и нет? Могли же отборщики не врубиться. Запросто.
Так что вот.

А насчёт внесения статьи шесть-прим в Устав СТД – подумайте, Александр Александрович. Лучше, когда вещи называются своими именами.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment