dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Круги-109, часть вторая

dik_dikij и poziloy

Поздравив женщин, возвращаемся к нашей «мемориальной летописи». 5 – 7 марта.

5 марта.
200 лет назад умер Фридрих Антон (Франц) Месмер. Суть предложенного им лечебного метода: пациенты цепочкой выстраиваются вокруг чана с «заряженной» магнетизёром водой. Ничего не напоминает? А если ещё вспомнить, что в «первобытном» телевизоре перед экраном висела линза с водой? Современные чаны, разумеется, модернизированы, вода уже не нужна, но суть-то осталась прежней. Недаром доктор Месмер – признанный предтеча современного гипноза (и, можно сказать, современного ТВ).
Гипноз, конечно, мощная штука, и ничего удивительного, что некоторые больные излечивались. «Болезни внутренние, всякого рода судороги и те печальные недуги, которые действуют на изменение нрава, часто очень скоро и прочно излечиваются животным магнетизмом», – просвещал читателей «Современника» в 1846 году Ф.Глинка, автор «Вдали от шума городского...» и стихов о Москве («Город чудный, город древний...»). Глинка не просто так вспомнил про «животный магнетизм» – он информировал просвещённую публику о чудесном исцелении девицы Чумаковой («Ни перемена врачей, ни перемена аллопатии на гомеопатию, ни пиявки, ни ванны не ослабляли болезни... Наконец вспомнили о животном магнетизме»); честно говоря, вся эта история выглядит не слишком правдоподобно, хотя Глинка, вполне вероятно, искренне уверовал в чудо.
Между прочим, считается, что первая комиссия по борьбе с лже-наукой была создана при Французской Академии Наук ещё до революции, специальным королевским указом. И создали её именно для борьбы с месмеризмом. Но дело Месмера живёт и побеждает.
Едва ли сам Месмер был шарлатаном – скорее всего, он сильно переоценил свой метод, приняв его за панацею; с энтузиастами такое случается. Зато среди последователей Месмера (не только в медицине, само собой) жуликов и шарлатанов полным-полно. Тем более, нынешние электронные чаны могут представить любую мокрицу сгустком животного магнетизма. Увы, речь идёт отнюдь не только о политике...

120 лет назад (по новому стилю) умер Николай Лесков. «Он был едва ли не самым беспартийным из наших писателей, сотрудничал и с «Отечественными записками», и с «Северной пчелой»...
Впрочем, кому это сейчас интересно! Хуже другое – никем не причисленный к сонму великих, Лесков незаслуженно так и остаётся у читателей на втором плане – гораздо ниже, например, Тургенева и почти наравне с Писемским
» (http://dik-dikij.livejournal.com/216467.html).
А ещё был Лесков – критик, немало писавший о драматургии. Как же тут не повторить несколько избранных цитат? «в течение всего сезона новые пьесы так и летели одна за другою, одним скачком на сцену, а другим в реку вечного забвения. Все они были так плохи, так ничем не замечательны, кроме бездарности, что мы уже и не заговаривали о них и ныне не станем вспоминать о них. Мы уверены, что читателям нашим давно наскучило встречать в наших отчетах одни порицания; и мы рады бы хоть на один раз оторваться от этого тона и хоть к одной из новых пьес отнестись дружественно и сочувственно; но, к сожалению, ни одна из них не вызывает нас на такое отношение...» И об одном некогда известном авторе: «Этот плодовитейший писатель имеет неимоверную быстроту в руках и в мыслях. Произведения его размножаются, как кролики, и, как кролики, все похожи одно на другое: во всех одинаково отсутствие замысла, недостаток смысла, небрежность отделки, неестественность характеров и поразительная бедность содержания». Короче, «провожаем мы наш театральный сезон такими же скромными буржуа, какими были при его начале: щегольнуть нам нечем, а похвастаться и подавно».

5 лет назад умер Александр Граве. «Его сценическая жизнь (шесть с половиной десятилетий!) накрепко связана с Театром Вахтангова. Ведущим актёром он не был, но в «основной состав» входил безусловно. А в кино свою чуть ли не единственную главную роль Граве сыграл в 1946 году в фильме «Беспокойное хозяйство».
Вот он, его «звёздный час».
http://static.video.yandex.ru/lite/alekx2016/3yuusum0ih.1908
»
А.К.Граве, 08.09.1920 – 05.03.2010


6 марта.
540 лет назад родился Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони. Запомнить или выговорить такое имя, конечно, нелегко, но явно не труднее, чем вылепить Давида или расписать потолок Сикстинской капеллы.
Впрочем, нынче это не актуально. «В наш век слепой все средства хороши, / Чтоб заурядность прославлять с амвона. / С ума тут спятишь от пустого звона» (Микеланджело, «Прекрасным мы порой не дорожим...», перевод А.Махова). Не подскажете, какой слепой век имел в виду автор?

200 лет назад (по новому стилю) родился Пётр Ершов. Не пора ли, наконец, задуматься: сколько поколений наших детей успел совратить этот автор с помощью известной сказки «Конёк-Горбунок» (сочинённой, как мы теперь знаем, в Голливуде идеологическими диверсантами из ЦРУ)? Вот, скажем, сцена поимки Иваном так называемой «кобылицы», прилетевшей, кстати, неизвестно откуда. Чем они там занимаются, Иван с этой самой «кобылицей»? Сначала Иван хватает обольстительницу за, условно говоря, хвост, потом они долго «скачут»; наконец, «кобылица» заявляет Ивану, что «она устала» (тут даже специалисты из ЦРУ отдают должное мощи нашего народа!). А отчего она устала, позвольте спросить, если в результате этих «скачек» она вскоре должна родить ему трёх детей, один из которых – генно-модифицированный? Мало того, в дальнейшем Иван вступает в близкие отношения с коньком-мутантом; насколько близки эти отношения, мы можем только догадываться, но факт сексуальной среди несовершеннолетних, несомненно, налицо. Но сексуальной пропагандой дело не ограничивается: так, в финале сказки пропагандируется идея изуверского цареубийства; какие выводы должны сделать из этого наши дети?
И вообще, юбиляр Ершов – крайне подозрительная личность. Сошлёмся ещё и на публикацию в «Литературной России»: «Литературовед, который решит заняться образом Сталина в отечественной литературе, должен будет обратиться – да, да, – мистика! – к Ершову. Первый Сталин именно у него. В рассказе «Панин бугор» в сборнике «Осенние вечера». Правда – Александр. Александр Сталин. Очень благородный молодой человек. И страстный» (http://www.litrossia.ru/2008/16/02760.html). То ли тут скрытая апологетика культа личности, то ли, наоборот, наглые инсинуации в адрес вождя народов, но в любом случае – что-то не то, и давно уже пора вывести так называемого «сказочника» на чистую воду. Вместе с его коньком (ответственные – т.т. Е.Фёдоров и Е.Ямпольская).

180 лет назад (по новому стилю) родилась Мария Бланк – по мужу, как известно, Ульянова. Через некоторое время кто-то пошёл другим путём, и теперь далеко не все думают, что альтернатива так уж необходима...

70 лет назад умер Вячеслав Шишков. «До сих пор мы еще не более как русские обыватели времен щедринских, способные, лишь на то, чтоб пить горькую (и то с дозволения начальства) или в лучшем случае в тоске и сени смертной сесть на болоте на пенышек, прикусить бороду, самобичевать и хныкать, жалуясь болоту на тяготу русской жизни... Нет у нас в крови огня, нет тех гражданских дрожжей, которые бушуют и творят жизнь. Телята душой, с лисьими хвостами, с медвежьей силой, мы не протестуем, если какой-нибудь цыган ввернет нам в ноздрю кольцо и поведет по площадям и стогнам... на потеху миру» (будущий автор романов «Ватага» и «Угрюм-река», письмо Г.Потанину, цитируется по http://bezh-citi.ru/izvestn/148-shishkov.html). Особое внимание – на дату: 1915 год.

40 лет назад умер Ефим Копелян. «Из всей товстоноговской плеяды он был, наверное, самым уникальным. Он почти ничего не делал, играл чуть ли не одними глазами. В кино – понятно, там крупные планы. А в театре глаз практически не видно, как можно ими играть? У Копеляна – получалось. Нет, ещё был, конечно, характерный голос, который все хорошо помнят по «Семнадцати мгновениям»... Его персонажи могли говорить и делать, что им положено, но одновременно они напоминали нам, зрителям: «[это] было уже в веках, бывших прежде нас». И перед нами они не распинались, себя не раскрывали: ни Вершинин, ни Свидригайлов, ни Савва Морозов. Всё, что происходило внутри, там и кипело, и бурлило, а на поверхности – только мелкие пузырьки появлялись. До самого взрыва» (http://dik-dikij.livejournal.com/61537.html).
Ефим Копелян, «Чтобы помнили» – http://www.youtube.com/watch?v=V_szHcqRHzY.
Е.З.Копелян, 30.03(12.04).1912 – 06.03.1975


7 марта.
250 лет назад родился Жозеф Нисефор Ньепс, подлинный отец фотографии. Кстати, Л.Дагер (можно сказать, отчим) этого не оспаривал – в 1829 году он писал Ньепсу: «Г-н Дагер приглашает г-на Ньепса объединиться, чтобы добиться совершенства нового метода, открытого г-ном Ньепсом, для фиксирования изображений природы, не обращаясь к помощи художника» (цитируем по http://photo.far-for.net/content.php?r=2&p=4).

230 лет назад родился Алессандро Франческо Томмазо Мандзони – романтик XIX века, автор ценимого Пушкиным романа «Обручённые», но вовсе не «концептуалист» и не изготовитель специальных консервированных лакомств для особо продвинутых гурманов. Ладно, не будем о грустном...

160 лет назад родился Мари Жозеф Робер Анатоль де Монтескью-Ферензак – человек, который занимался всем и ничем, знал всех и вся и стал, как считается, прототипом барона Шарлю в прустовском «В поисках утраченного времени».

140 лет назад родился Жозеф Морис Равель. Как известно, стихи невозможно пересказать прозой; точно так же и с музыкой – передать её словами нельзя. Впрочем, если хотите попытать счастья, пожалуйста: Равель, «Болеро» – http://www.youtube.com/watch?v=fVhZ1KKtI60.

390 лет назад умер Йоханн Байер. Из Брокгауза и Ефрона: «Как астроном, он дал в своей «Uranometria»... на 51 листе первые, основанные на наблюдениях своих предшественников, полные и целесообразно выполненные карты неба... Б. ввел посредством своих карт больше порядка и устойчивости в изучении небесных светил». «Ввёл больше порядка и устойчивости»? Да, такая оценка дорогого стоит.

90 лет назад умер Александр Введенский, но не обэриут, а философ. Ничего о его философских исканиях мы не знаем, зато впечатлила фраза в Википедии: «С 1899 года Введенский был председателем Санкт-Петербургского философского общества, которое при его содействии было образовано в 1897 году и просуществовало до 1917 года». Как говорят в таких случаях, «кончай философствовать, марш в строй!»

90 лет назад умер Георгий Львов, с марта по июль 1917 года – глава Временного правительства России. Увы, земский выдвиженец к решению задач по выводу страны из штопора оказался всё-таки не готов. Наверное, не только по своей вине; как выразился горьковский Достигаев, «Князь-то он Львов, да львы-то у него – как будто ослы».

40 лет назад умер Михаил Бахтин. Напоминать про карнавализацию, полагаем, излишне, хотя... ««карнавал» и «балаган» – отнюдь не синонимы. Конечно, можно попробовать через балаган пройти на карнавал..., но это либо дорогу хорошо знать надо, либо просто повезти должно, что не так часто случается с нами, смертными. Карнавал по Бахтину – это ведь не только Рабле, но и Достоевский. А ключевое различие между балаганом и карнавалом, может быть, в том и состоит, что в первом случае мы посматриваем со стороны, а во втором сами имеем возможность стать участниками действа – достаточно сделать шаг, и вы там. Почувствуйте разницу на своей шкуре, это надёжнее всего» (http://dik-dikij.livejournal.com/231690.html).
А ещё Бахтин утверждал: «у каждого смысла будет свой праздник возрождения». Может быть, но только в том случае, если этот смысл не погребут под кучей мифических смыслов, которых нынче развелось так много, что в единственное число они уже не умещаются.

Год назад умер Анатолий Кузнецов, солдат Сухов. «Перед тем, как взошло «Белое солнце», вполне успешный актёр Кузнецов снялся в достаточно известных фильмах («Дайте жалобную книгу», «Бабье царство», «Весна на Одере» и, разумеется, «Друг мой, Колька!»)...
Сухов... Как хотите, но другого такого героя – русского, сказочного – мы не видели больше нигде и никогда... солдат Фёдор Сухов, который сказал «Мертвому, конечно, хорошо. Но уж больно скучно» – он жив. Значит, жива частичка Анатолия Кузнецова. Энергетический сгусток
» (http://dik-dikij.livejournal.com/946774.html).

Год назад умерла Майя Молодцова, профессор СПбГАТИ (кафедра зарубежного искусства).

Ещё один перерыв, совсем короткий.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments