dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Нечто, типа, хроническое

Алексей Битов (poziloy)

Сразу: сегодняшний пост не является продолжением вчерашнего и связан с ним лишь постольку, поскольку речь снова идёт о, скажем так, драматургии. Недавно после обсуждения одной современной, будем считать, пьесы один человек объявил в кулуарах, что известный... э-э-э... теоретик «новой драмы» прав: пьесы – это выражение авторских комплексов. Грубый я, разумеется, не утерпел, задал риторический вопрос: читал ли указанный теоретик некоего Шекспира? Нет, понятно, что древнегреческие психоаналитики обнаружили у Софокла Эдипов комплекс, Гоголь с детства мечтал, чтобы его приняли за должностное лицо и на халяву всучили много денег, а у Островского всяких комплексов было вообще до хрена и больше...
И всё-таки бедолага-теоретик отчасти прав. Вот только одно но: судит он со своей... колокольни? нет, конечно, скорее, кочки. Ведь ему, воленс-неволенс, приходится читать (или хотя бы пролистывать) кучу современных текстов, претендующих на то, чтобы называться пьесами, а там авторских комплексов действительно пруд пруди. Мало того, кто полагает, что всё ограничивается всевозможными фобиями, тот, к сожалению, заблуждается, потому как тщеславие – тоже комплекс (или проявление комплекса, не суть). Почему эти «комплексные» авторы выбрали драматургию – судить не возьмусь, но, видимо, кому-то показалось, что именно здесь пролегает самый короткий путь к «минуте славы», а кто-то решил догнать знакомых и не отрываться от коллектива.
Это я к тому, что дочитал тексты с очередного конкурса. Итоги там ещё не подведены, так что фамилий и названий не будет (во всяком случае, пока), но от некоторых общих разглагольствований не удержусь уже сейчас. С одной стороны, «средняя температура» по сравнению с предыдущим аналогичным конкурсом, в котором довелось пожюрировать, выросла почти на полбалла (по 10 балльной системе); количество текстов, оценённых мной в 0 баллов, сократилось (в процентах) на целую треть; текстов из рубрики «ни в какие ворота» уже не две трети, а только половина; почему-то резко уменьшилось число соискателей, вообще не владеющих «инструментом» (то бишь, языком, на котором пишут); с персонажами и сюжетами по-прежнему – беда, но чуть лучше стало с соблюдением требований жанра, хотя сценариев, как обычно, хватает (и прозы тоже). Конечно, текстов, за которые можно «зацепиться», по-прежнему ничтожно мало, но иначе, наверное, быть не может.
И тем не менее, без во-вторых не обойдусь. Из 11 текстов, которые я оценил в 5 баллов и выше, 7 принадлежат моим знакомцам – реальным или, на худой конец, виртуальным; большинство из этих пьес я прочитал бы без всякого конкурса. Очень хотелось найти какие-то новые (для меня) имена, но тут... увы, почти облом (3 пятёрки из четырёх «новых» поставил, честно говоря, с натяжкой – скорее, для того, чтобы как-то выделить чуть лучших из общего списка). Даже при том, что не все авторы, от которых я ждал каких-то, так сказать, свершений, на сей раз порадовали, средний балл у них намного выше, чем «в целом по больнице». Это огорчает: «новые формы» вовсе не обязательны, но хочется новых имён. Тем более, наш нынешний драматургический пейзаж и так не блещет разнообразием.
Ау!

P.S. Кстати, о «новых формах». На сей раз читал я в основном с электронной книжки, а оценки по ходу заносил в блокнотик. Туда же записывал и маленькие примечания по каждому (почти) конкурсанту. Типа, характеристики, которые в большинстве случаев применимы не только к одному отдельно взятому тексту. Вот несколько образчиков.
«Дикие речи героев».
«Зачем раздувать капустник сверх необходимости?»
«Квест по мотивам фильмов о Гражданской войне».
«Одни разговоры».
«Сериалами навеяно...»
«Длинный и вялый КВН, репризы не тянут».
«Сценарий научно-популярного ужастика».
«95% Сурова + 5% Солженицына».
«Очень душепищательно».
«Неплохая учебная работа, но не более того».
«Это – «пьеса для чтения», что ли?»
«Эту воду уже пили. И не однажды».
«Финал – пародия или как?»
«А почему это прислано на драматургический конкурс, а не на фортепианный?»
«Кривые и наивные картинки к учебнику истории».
«Водевиль с элементами плаката – типа, корова под кружевным седлом».
«Загромождает сцену утварью сверх всякой меры».
«Для чёса, может, и сгодилось бы».
«Всё бы ничего, но перебор с соплями».
«Радио».
«Очень напыщенно и комком».
«Учпедгиз какой-то».
«Поверхностное попурри».
«Попытка объединить «Алису» с «Тимуром и его командой»».
«Очень назидательно».
«Похоже, автор не заметил, как начал пародировать «Бешеных псов»».
«Какое-то бестолковое кино».
«Всё придумано».
«Ну, прямо Шекспир в переводе Ляпис-Трубецкого».
«Понятно. Лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным».

Продолжение, может быть, следует...
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments