dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

И немного классической музыки...

Алексей Битов (poziloy)

В День родного языка мы в одностороннем порядке объявили «мораторий на чтение «современной драматургии»». Конечно, хотелось бы одним днём не ограничиваться, но...
Вдобавок ко всему прочему, подкинули мне ссылку на шорт-лист конкурса «Действующие лица», и поневоле вспомнилось старое советское присловье: Я охреневаю, дорогая редакция!
Вот этот шорт:
1. Красовский Виктор и Гарец Ирина "Эшело№0"
2. Лидский Владимир "Дурочка и зэк" (2)
3. Михайлов Олег "Подлинная история фрекен Хильдур Бок, ровесницы века"
4. Огнева (Эшкинд) Мария "Острова гениальности"
5. Степанова Мария "Дирижер" (1)
6. Тавровский Александр "Подарок фюреру"
7. Тупикина Юлия "Стыд и плесень" (1)
8. Урюпинский Юрий "Смехотворцы" (3)
9. Четвергова Анжелика "Фиолетовые облака" (3)
10. Шабанов Роман "Разговоры со спящими"
11. Яковлев Игорь "Две истории о потере невинности и только одна о любви"
Про четырёх номинантов (Красовский/Гарец, Огнева, Тавровский, Шабанов) ничего сказать не могу (хотя фюреров нынче развелось многовато). Ещё два текста (Михайлов и Яковлев) довелось слышать на читках, глазами пока не «охватил». А вот с оставшейся пятёркой знаком не понаслышке – изучал их на других конкурсах в качестве члена жюри. Помню не все, но оценки в компьютере сохранились; по 10-балльной шкале получилось ровно «10» – на всех. Впрочем, это не более информативно, чем средняя температура по больнице – тексты, понятно, не равноценны, и если уж говорить конкретно, то о каждом в отдельности; сегодня, во всяком случае, ограничусь одним-единственным текстом, самым, можно сказать, запомнившимся.
Но сначала – лирическое отступление. Отнюдь не претендую на папскую тиару с непогрешимостью впридачу; более того, уверен, что без ошибок не обхожусь: в мутном потоке не мудрено что-то проглядеть. И всё-таки (хотя согласятся со мной далеко не все) лучше пропустить съедобную рыбу, чем порекомендовать ядовитую; съедобную, вполне вероятно, выловят другие, а отравление, знаете ли, может иметь весьма неприятные последствия. А уж когда тащат заведомую «некондицию», остаётся только руками развести – как некоторые рыболовы, когда показывают величину пойманной рыбы. И тут, к сожалению, именно такой случай.
М.Степанова, «Дирижёр»пьеса для тех, кто любит классическую музыку»). Музыка (классическая?) обрушивается на нас сразу же: «Площадь перед консерваторией. Всё перекопано. Памятник Чайковскому, подле которого сидят студенты с различными инструментами в футлярах и едят разный фаст фуд. Несколько раз пытаются поболтать, но у них ничего не получается, потому что стоит невыносимый шум. Потеряв надежду на общение, они просто жуют, глядя перед собой. Работают две группы рабочих. С одной стороны площади первая группа долбит отбойным молотком асфальт на куски, снимает его и укладывает плитку. Снятые куски асфальта отвозятся в сторонку. Оттуда их потихоньку оттаскивает вторая группа рабочих на другой конец площади, там всё это перерабатывается в специальном агрегате типа бетономешалки, из полученной массы делаются тоже плитки, только другой формы и размера. Далее вторая группа снимает новую плитку, только что уложенную первой группой и укладывают эту самодельную плитку. Новую плитку фасуют в коробки, обматывают лентой с надписью «распродажа», относят на другой конец площади и продают первой группе рабочих. Обе группы всё видят и понимают, но при этом делают вид, будто не замечают работы друг друга. От вибраций отбойного молотка у памятника Чайковскому отваливается кисть руки. Студенты смеются». Кроме всего прочего, обратите внимание, как неравномерно распределены обязанности между двумя «группами рабочих», а заодно попытайтесь понять, возможно ли, чтобы одна группа что-то продавала второй, но при этом покупатель с продавцом не замечали «работы друг друга» (видимо, торговля шла с широко закрытыми глазами). Ладно, сделаем вид, что не заметили скверного языка, на котором это написано; попробуем хотя бы представить происходящее в «пьесе» сценически – и как, впечатляет?
Ещё несколько ремарок.
«По стене идёт трещина от вибрации. Всё едет. Люстра падает на пол».
«Она останавливается у подоконника, кладёт на него партитуру, вносит пометки, рядом с ней волшебным образом материализуется Шостакович».
«Ходят рабочие, буквально затирая Шостаковича и Алю этими плитками, укладывая плитку прямо им на ноги и на выроненные листки партитуры. Шостакович терпеливо отбрыкивается от рабочих и ревностно выдирает ноты из-под плитки».
«В голове у неё звучит самый экспрессивный отрывок симфонии».
«В её воображении звучит последняя часть симфонии. Соседка какое-то время продолжает говорить, но её уже не слышно за оркестром. В какой-то момент она исчезает, появляются музыканты, все играют нужные акценты, все заинтересованы и все на одной волне, валторна просто хороша как никогда. В процессе игры действие из комнаты переносится в зал, зажигаются прожекторы, появляется жюри и прочие атрибуты фестиваля».
«У неё в ушах звенит... звон в ушах Али усиливается... Звон в ушах немного стихает... кричит сквозь звон в ушах... Звон в ушах стихает».
Надо бы сказать несколько слов и о сюжете. Героиня (Аля) – начинающий дирижёр. На конкурсе её несправедливо затирают, она впадает в депрессию, но справляется с собой и уезжает в Норильск, где требуется дирижёр в только что созданную филармонию. Для полного счастья в Алю влюбляется скрипач; мало того, на музыкальные подвиги её благословляет восставший из гроба дух Шостаковича. Что-то до боли знакомое по временам социалистического реализма, не находите?
Действие непринуждённо перепархивает из Консерватории в метро, из квартиры в аэропорт; тема плитки, можно сказать, проходит через всё сочинение красной нитью: либо она лежит под ногами, либо её кладут за окнами. Да, об аккомпанементе. «Классическая музыка» сопровождает нас в течение всего действа: «За окном звуки отбойного молотка... Дребезжат стёкла... Отбойный молоток за окном усиливается, с потолка сыпется штукатурка... От вибрации трескается стекло на окне, звук отбойного молотка становится невыносимо громким... В какой-то момент этот звук стихает. Слышны звуки укладывания плитки» (Сцена вторая); «Из зала очень быстрым шагом выходит разъярённая Аля, хлопает дверью, спотыкается о разобранный пол, с грохотом падает, паркетины летят во все стороны» (Сцена третья); «Вокруг кругом асфальт меняют на плитку... Под громкий свист бабули-смотрительницы они заходят на эскалатор»; «Первый [рабочий] бьёт по железной поверхности дробь... увлечённо барабанит, прислушиваясь к звуку, играя с ним» (Сцена пятая); «Из-за угла попой вперёд появляется рабочий, который укладывает плитку в холле. Он выравнивает торчащие углы плитки кувалдой, напевая третью часть симфонии» (Сцена шестая); «За окном стук отбойного молотка, ведутся дорожные работы» (Сцена двенадцатая).
Объясните мне, пожалуйста, каким образом подобный текст мог попасть в шорт-лист «Всесоюзного» драматургического конкурса? На безрыбье и рак рыба? В данном случае это не так – куда более приемлемые тексты были и в лонг-листе, и среди конкурсантов, отсеянных на первом же этапе. Если бы их не было, не было бы, поверьте, и этого поста, хотя «Действующие лица» умиляют своими результатами отнюдь не впервые; исключением, скорее, следовало бы назвать обоснованные решения, которые на этом конкурсе иногда всё-таки принимаются.
Скажете, «Дирижёр» в победителях «Действующих лиц» лучше, чем опус с минетом в лауреатах детского конкурса? Слабое утешение.
Вот такие у нас драматургические конкурсы. Хоть стой, хоть падай.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment