dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Интересные шляпки, или история продолжается

Алексей Битов (poziloy)

Гадом буду, не собирался писать об очередном околокультурном скандале – скоропалительной замене генерального директора Третьяковской галереи. Да, пресловутая часть 2 статьи 278 Трудового Кодекса РФ вызывает рвотный рефлекс у любого нормального человека, но это – вопрос формы, а не сути (поскольку речь идёт не об искусстве, где эти понятия неразделимы). Что же касается уволенной И.Лебедевой – эта фигура воспринимается, мягко говоря, неоднозначно. Вот, к примеру: «Как сообщалось, сразу после своего назначения на пост директора Третьяковской галереи Ирина Лебедева пообещала превратить галерею в музей XXI века и уделить особое внимание проектам по современному искусству. Тогда новоиспеченный директор назвала одним из ключевых пунктов развития галереи популяризацию современного российского искусства, с тем чтобы «переломить его неприятие в обществе».
Так, одновременно с постоянной экспозицией в отдельном зале открывается проект Франциско Инфанте и Нонны Горюновой «Снежный меридиан», задуманный авторами как инсталляция артефактов, связанных исключительно со снегом. Он включает более 160 произведений разных лет, в том числе классические произведения 1970-х – «Странствия квадрата» и «Очаги искривленного пространства», а также цикл «Альпийский снег»» (http://www.taday.ru/text/2102755.html). Сюда же – цитата из Википедии: «Лебедеву называли одним из ведущих специалистов по русскому авангарду, она принимала активное участие в организации выставок искусства XX века в России и за рубежом, была организатором выставки творчества Энди Уорхола в Третьяковской галерее». Поймите правильно, я ничего не имею против выставок Уорхола; если кому-то интересно, пусть будут, но с какого бока тут Третьяковская галерея, у которой, согласитесь, несколько иная специфика? Короче, замена Лебедевой на З.Трегулову, тоже связанную с совриском, показалась мне поначалу обычной рокировкой, не представляющей особого интереса (в конце концов, захотелось кому-то в верхних слоях атмосферы пристроить на видное место экс-заместительницу генерального директора Музеев Московского Кремля – и что такого? Дело, как говорится, житейское).
Однако, похоже, всё не так просто. Прислали мне тут замечательную ссылку – http://lenta.ru/articles/2015/02/11/gtg/. Читаю комментарии заинтересованных лиц. Т.Городкова, главный хранитель Третьяковской галереи: «Мы попросили объяснить причины увольнения, поскольку для нас это было полным шоком. Но никаких объяснений озвучено не было. Единственное, что нам было сказано: Третьяковской галерее было необходимо придать новый импульс». Нет, пока ничего особенного, обычная чиновничья трепотня. Следующий оратор – директор департамента культурного наследия Министерства культуры М.Брызгалов: «не должно быть скандальной ауры, связанной со стройкой, конфликтом с московскими коллегами, посетителями, вокруг Третьяковской галереи – крупнейшего музея и гордости страны!» Так, уже теплее; «стройка» (напомню, Лебедевой инкриминировали затягивание строительства нового корпуса), понятно, в нынешних реалиях может быть только поводом, но не причиной, а вот что это за «конфликт с московскими коллегами»?
И тут все точки над «i» расставил любимец публики С.Капков, у которого в очередной раз случился, похоже, приступ головокружения от успеха. Текст капковского выступления привожу полностью, «Как вы знаете, новое здание Третьяковской галереи находится на территории «Музеона» на Крымской набережной. Это место стало большим арт-объектом. Весь прошлый год, особенно летний сезон, был посвящен данной теме – там люди гуляют, проходят фестивали, различные другие акции. «Музеон» у нас – парк уличной скульптуры. И мы много раз предлагали руководству ГТГ открыть их двор, сделать совместные концерты, продлить работу музея, чтобы завсегдатаи парка Горького стали также посетителями Третьяковки. И чтобы шел обратный процесс. Мы хотели, чтобы различные творческие мастерские, пленэры, которые работают внутри Третьяковки, могли выйти на территорию парка. Но не нашли никакой поддержки у руководства музея. Напротив, получили жалобы на имя Дмитрия Медведева и вице-премьера Ольги Голодец на действия городских властей. Дескать, мы парализуем работу Третьяковки, из Крымской набережной сделали пешеходную зону и т.п. Ну то есть взаимодействие с ГТГ тормозилось на всех уровнях. Вот так у нас было.
[Вопрос:] Прежний директор работал долгое время в Третьяковке, а новый – человек со стороны, это вызывает недоумение у коллектива...
А почему человек должен быть изнутри? Зельфира Трегулова – известный человек в музейной среде, которого я тащил, если можно так сказать, на работу, предлагал возглавить РОСИЗО. Она в течение года сделала несколько больших замечательных выставок, в том же Манеже, поэтому я считаю ее назначение совершенно оправданным – она большой профессионал, известный человек в музейной среде. Новый руководитель галереи – человек очень системный, неконфликтный, человек, который может выстроить отношения и с городскими властями. Для Третьяковки это важно, они строят новый корпус. Зельфира сможет вернуть былую славу так называемому новому зданию, потому что оно находится на стратегическом маршруте между парком Горького с музеем современного искусства «Гараж» и классическим зданием Третьяковской галереи. Мы планируем, что это будет большой музейный квартал. С прошлым руководством ГТГ нам не удалось договориться, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки. Предыдущее руководство игнорировало все инициативы города
».
Чуете, чем дело пахнет? Не захотел руководитель Третьяковки слиться в экстазе с капковским детищем – и всё, нет больше этого руководителя. Надо же, как всё просто!
Впрочем, есть одно «но»: ни Капков, ни его работодатель Собянин не могут самостоятельно решать такие вопросы, ГТГ им не подчиняется, решение по поводу замены принималось на федеральном уровне. И даже фамилию (одну из фамилий) руководителей очередной спецоперации Капков по наивности озвучил: Капков и Собянин, оказывается, получили от нехорошей Лебедевой «жалобы на имя Дмитрия Медведева и вице-премьера О л ь г и Г о л о д е ц [выделено мной] на действия городских властей». Да уж, тут Лебедева сама виновата, нашла, кому жаловаться... будто не знала, что Голодец и Капков (под аккомпанемент своих патронов) ведут общий ритуальный хоровод вокруг писсуара Дюшана и лакомой баночки Мандзони.
Кстати, мадам Голодец у нас курирует и образование, и здравоохранение, и науку, и везде отметилась впечатляющими успехами. Но кого-то она весьма устраивает. Как и Капков.
Кого? Рабочие версии и все предположения по данному вопросу прошу направлять по адресу: Москва, Старая площадь, дом 4. До востребования.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment