dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Трижды король

30 лет назад, 4 сентября 1980 года, умер Эраст Павлович Гарин.
Он сыграл не так уж мало ролей, а сохранилось всего ничего. Навскидку вспоминаются, конечно, Апломбов из легендарной «Свадьбы» и Король из почти столь же легендарной «Золушки». Помните дуэт Короля-Гарина с Мачехой-Раневской? «Связи связями, но надо же и совесть иметь». Такой Король, немного наивный, немного ироничный. Наверное, таким же был и сам Гарин.
Были у Гарина ещё два короля, тоже из Шварца – в «Каине XVIII» и в «Обыкновенном чуде».
А помните знаменитый разговор двух друзей? «Доброе утро, Иа! – сказал Пух. – Доброе утро, медвежонок Пух, – уныло ответил Иа. – Если это утро доброе. В чём я лично сомневаюсь». Между прочим, это два короля из «Обыкновенного чуда» беседуют. Так тоже бывает. За год до этого те же короли повстречались в «Джентльменах удачи», только у Гарина там роль небольшая, не развернуться. «Это у нас с ними цацкаются, берут на поруки. А надо, как в Турции – посадят в чан с дерьмом…». Что ещё? В кино был ещё Подколесин – говорят, родной брат Акакия Акакиевича. Смыли – вроде бы, так решил Сталин. Потом, правда, что-то восстановили, но это больше похоже на остатки былой роскоши.
Ещё был Тарелкин в «Весёлых расплюевских днях» – фильме, известном куда меньше, чем он того заслуживает. Экранизация едва ли не самой чёрной русской комедии, «Смерти Тарелкина». Замечательный дуэт Гарина с прекрасным комиком Николаем Трофимовым. «Да, почтенные посетители, восскорбим душами о Тарелкине!.. Не стало рьяного деятеля – не стало воеводы передового полку. Всегда и везде Тарелкин был впереди. Едва заслышит он, бывало, шум совершающегося преобразования или треск от ломки совершенствования, как он уже тут и кричит: вперед!! Когда несли знамя, то Тарелкин всегда шел перед знаменем; когда объявили прогресс, то он стал и пошел перед прогрессом – так, что уже Тарелкин был впереди, а прогресс сзади! Когда пошла эмансипация женщин, то Тарелкин плакал, что он не женщина, дабы снять кринолину перед публикой и показать ей... как надо эмансипироваться. Когда объявлено было, что существует гуманность, то Тарелкин сразу так проникнулся ею, что перестал есть цыплят, как слабейших и, так сказать, своих меньших братий, а обратился к индейкам, гусям, как более крупным. Не стало Тарелкина, и теплейшие нуждаются в жаре; передовые остались без переду, а задние получили зад! Не стало Тарелкина, и захолодало в мире, задумался прогресс, овдовела гуманность...». Как всё похоже, как знакомо! Недаром наша власть во все времена недолюбливала Сухово-Кобылина. Есть за что.
У Гарина тоже с барскими симпатиями было не густо. Может быть, ещё и поэтому мало, что сохранилось. Не так давно случайно увидел на «Культуре» фрагмент из «Ревизора», где Хлестаков-Гарин выглядит эдаким бесёнком, чтобы не сказать – мелким бесом. Он чуть ли не бесплотен – во всяком случае, костяка у него точно нет. Пластика потрясает.

Забавно: голос за кадром радостно поведал, что это отрывок из МХАТовского «Ревизора» в постановке Станиславского; и здесь Гарину не повезло. А было ему тогда 23 года. Сколько, казалось бы, всего впереди, чего мы не увидели.
Наверное, дело тут не только в «порочащих связях». Другому замечательному нашему актёру – Игорю Ильинскому – мейерхольдовские корни не помешали. Сам стиль игры Гарина уникален, он – гротескный актёр. Гротескный актёр – почти канатоходец, который идёт по канату, отклонив корпус в сторону. Чтобы не сорваться, требуется поразительное чувство равновесия. У Гарина оно было, только слишком непривычно всё выглядело – уникальность зачастую мешает понять, кто перед нами.
Но и порочащие связи, разумеется, тоже. Не тех персонажей играл Гарин – ой, не тех! Его основные авторы – Гоголь, Сухово-Кобылин, Чехов, из современников – Шварц и Эрдман (Эраст Павлович не только сыграл Гулячкина, они по жизни с Николаем Робертовичем дружили). Да что там говорить, даже первая роль Гарина у Мейерхольда – эпизод всё в той же «Смерти Тарелкина». А последняя режиссёрская работа – «Весёлые расплюевские дни». Круг замкнулся.
Как сказал однажды сам Гарин: «Я отнес себя к категории актеров, заинтересованных искусностью, в противовес актерам позирующим, ну это, очевидно, оттого, что природа не наградила меня красотой, а то стоило ли затрудняться?» (http://m-llekolombina.livejournal.com/132276.html). А ещё, как это ни парадоксально, надо бы вспомнить две фразы чеховского Апломбова: шуточную «Я не Спиноза какой-нибудь, чтоб выделывать ногами кренделя» – и почти серьёзную «Я не субъект какой-нибудь, у меня тоже в душе свой жанр есть».
Гротеск не внешний, но прорастающий изнутри – это и был уникальный жанр Эраста Павловича Гарина. Великого русского актёра.
Светлая ему память.
Subscribe

  • Памяти Бельмондо

    dik_dikij и poziloy 6 сентября 2021 года умер Жан-Поль Шарль Бельмондо. Тот редкий случай, когда можно без малейшего преувеличения сказать:…

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments