dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Несколько реплик по ходу пиесы

Алексей Битов (poziloy)

Ещё несколько реплик по поводу современной, так сказать, драматургии – из личного читательского опыта.
Прежде всего, отмечу: ангелы (в том числе – курящие) встречаются и сейчас, но не так часто, как в минувшие нулевые; мода, как известно, изменчива. Но свято место пусто не бывает – потусторонний мир на сцене всё чаще представляют призраки; вполне вероятно, некоторые авторы сознательно или подсознательно равняются на Д.Богославского («Любовь людей»); сам «первопроходец» тут решительно ни в чём не виноват, а вот «последователям», наверное, есть смысл призадуматься...
Далее. Можно сказать, народная примета: если автор раздаёт прямые указания режиссёру (или, напротив, заявляет, что такие-то и такие-то вопросы он оставляет «на усмотрение режиссёра») – с вероятностью 90% Вы наткнулись на поделку самого топорного уровня. Увы...
Интересный вопрос – появление в ремарках заведомо несценических вставок – иногда явочным порядком, а иногда и «под прикрытием» (например, жанр определяется как «роман-пьеса»). Если речь идёт о ремарке, прописывающей действие, – считаю подобные «кульбиты» нелепостью и при оценке ставлю жирный минус. Никакие ссылки на то, что это как бы не вполне пьеса, во вниманием при этом, простите, не принимаю; «отчасти пьеса» – примерно то же самое, что «частичная беременность».
А вот если ремарка описательная (к примеру, вводная) – тут я готов проявить известный либерализм: беру за основу принцип детской игры «Башня». Поскольку игра не компьютерная, лучше, пожалуй, пояснить (или напомнить) правила: в основание кладётся сколько-то одинаковых брусков, сверху выкладывается такое же число брусков, причём каждый ряд перпендикулярен предыдущему; когда «башня» готова, игроки по очереди вытаскивают по одному бруску (не из верхнего ряда); проигрывает тот, чья попытка убрать «лишнее звено» приводит к обрушению всей конструкции. При чём тут современная драматургия? Да при том, что из описательной ремарки можно как бы убрать всё несценичное – и посмотреть, устоит ли при этом вся конструкция. Если устоит – значит, на подобный «изыск» можно не обращать внимания и считать не за недостаток, а за некоторую «избыточность». (Кстати, у Н.Коляды редкая пьеса обходится без прозаизмов во вводной ремарке, но это уж точно не главное.)
В общем, если хотите, сами испробуйте «башенный» метод; он не запатентован, так что всё бесплатно.
Следующая «гитика» – абсурд в драматургии. Сейчас это, вроде бы, модно, но... как бы это помягче... стилистика абсурда накладывает определённые ограничения. Представляете себе, к примеру, «В ожидании Годо», где Владимир и Эстрагон изъясняются километровыми монологами? Можно, конечно, попробовать, но сугубо в медицинских целях – как средство от бессонницы. В общем, абсурд, как ни крути, требует известной лапидарности, а с этим у начинающих авторов обычно не так уж хорошо (как это у Кэрролла? «если слишком долго держать в руках раскалённую докрасна кочергу, в конце концов обожжёшься»).
И ещё: разные стили не всегда скрещиваются без дополнительных ухищрений, и абсурд тут – совсем не исключение. Когда «по ходу пьесы» вариация на тему «В ожидании Годо» вдруг переходит в вариацию на тему «Царя Эдипа» – простите, это смешно: гибрид абсурда с греческой трагедией похож на помесь слона с мышью (с сохранением размера ингредиентов). А один автор-конкурсант пошёл ещё дальше: его текст начинается в стилистике «Годо», потом плавно перетекает в пьесу отечественного соцреализма «из западной жизни», а завершается всё благостной концовкой в духе святочных рассказов. Нет, как хотите, кислые щи, компот и молочный суп в одной тарелке – это неперевариваемо.
И под занавес – немного расслабухи. Хотя перлов из конкурсных вод нынче вылавливается меньше, чем в прошлые сезоны, всё же без улова не обходится. Особо отмечу ремарку: «В темноте высвечивается картина, где Фриде два года, на ней ее родители»? По-моему, жуть; как же они её, бедняжку, не раздавили, садисты проклятые?!
И ещё один шедевр: «У Антона много хороших мыслей, но его жизненный стержень нуждается в крепости. Он, как спица болтается в колесе. Ему необходимо хорошее колесо». Скорее всего, здесь скрыта реклама «Виагры» – или каких-то других колёс, способных укрепить бедному Антону его болтающийся «жизненный стержень». Будем надеяться, поможет.
На этой оптимистической ноте ставлю многоточие...
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments