dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

В круге света

Алексей Битов (poziloy)

Вчерашнее интервью писателя Алексея Иванова (http://www.uralpolit.ru/urfo/press/interview/id_197966.html), думаю, не требует особых комментариев. Уже заглавие говорит само за себя: "Пермский опыт изнасилования теперь будет распространяться на всю Россию". Вполне вероятно, особенно если вспомнить легендарное: «Президиум генерального совета «Единой России» одобрил программу Марата Гельмана «Культурный альянс (региональный аспект)». Суть ее – использование культурного опыта Перми в других регионах и сотрудничество в области культуры российских городов» (http://www.snob.ru/selected/entry/19652). Помните?
Вот, пожалуй, основное, о чём говорит Иванов. Вопрос журналиста: "Ваша полемика с министром культуры Пермского края Борисом Мильграмом – это ваша частная история или идеологическое противостояние?" Ответ: "Конечно, это идеологическое противостояние, а не мой дурной характер, как считает губернатор Чиркунов, не моя зависть, как считает Марат Гельман, и не мое желание нарубить бабла, как считают остальные... Но не переоценивайте значение Мильграма. Он – всего лишь рупор политики тандема Чиркунов-Гельман".
Следующий фрагмент приведу полностью.
Вопрос: "И какую политику Вы в этом видите?" Ответ: "В пермском культурном конфликте как минимум две сущности. Одна сущность – противостояние столицы и провинции. Я считаю, что как культурные проекты столица и провинция должны быть равнозначны. Иначе мы не федерация, а Москва и папуасы. Вторая сущность – властный проект «Культурный альянс». Его придумали Владислав Сурков и Марат Гельман. Суть его в том, чтобы распространить опыт пермского изнасилования на другие регионы. Для Суркова это – новая идеология государства. Для Гельмана – вантуз, которым он прокачивает региональные бюджеты. А в целом это сводится к новому единомыслию типа «соцреализма». Только вместо стахановцев – гопники. Гельман впихивает нынешний российский постмодернизм в статус «учение Маркса единственное, потому что оно верное»".
Вопрос: "Позвольте. Олег Чиркунов, говоря о приоритете культурного развития, как раз акцентировал внимание на том, что «культура должна быть разная», и никаких критериев оценки быть не должно, «потому что цензуру мы уже проходили в советское время, и все знаем, что это такое»… " Ответ: "Если господин Чиркунов всё это в Перми устроил, разве он станет это критиковать? Мало ли, чего он говорит. Главное – чего делает. У Чиркунова есть железный критерий: мнение Гельмана. А у Гельмана другой критерий: своя тусовка, которую ему надо кормить, чтобы она кормила Гельмана потом, когда в Перми все закончится. Гельман – это такая амбиция стать в культуре новым Максимом Горьким, который сначала был модным маргиналом, а потом превратился в ортодокса при власти. Но Горький всё-таки был писатель и творец, а Гельман – галерист и бизнесмен. В кризис его бизнес пошатнулся, и пришлось с меценатов перепрыгивать на бюджет. Гельмана привез в Пермь меценат Сергей Гордеев, который придумал знаменитую выставку «Русское бедное». Увидев, чего творит Гельман, Гордеев снял Гельмана с довольствия и ушёл из Пермского края. Пришлось Гельману, бунтарю и нонконформисту, искать поддержку в «Единой России» и у Суркова. Блистательная эволюция за один год пермской жизни".
Вопрос: "То есть цель – прежде всего деньги? " Ответ: "На мой взгляд, онтологически Гельман стоит в одном ряду с Роном Хаббардом, который создал саентологию. Хаббард говорил: «Хочешь стать миллиардером - придумай религию». Марат Гельман сказал: «Хочешь быть миллионером - придумай культурную политику». Разница в том, что Хаббард свои капиталы заработал, обманывая частных людей, а Гельман обманывает власть. Сейчас в Перми Гельманом разработан проект финансирования региональной культуры лет на пять вперед, и по этому проекту финансирование пойдет через четыре инстанции, три из которых – музей Гельмана, центр дизайна Гельмана и фестиваль Гельмана. На бескорыстие это не похоже".
Вопрос: "Вы полагаете, что Гельман обманывает Чиркунова?" Ответ: "Я думаю, что во взаимоотношениях Чиркунова и Гельмана все гораздо сложнее, чем кажется со стороны, но доля гельмановского обмана, безусловно, значительна. Точнее, не обмана, а манипуляции. Свой тренд Гельман подает Чиркунову как модный и актуальный. Но почему же тогда художники из тусовки Гельмана продают свои работы в Перми, а не в Париже? Потому что там они неконкурентоспособны. Там они – вторичны. Их креатив малохольный, его даже на Пермь не хватает, поэтому приходится привлекать пермский контент. И получается вторая системная ложь Гельмана – что он развивает пермскую культуру. Но в этом контенте ни Гельман, ни Чиркунов не понимают ни уха, ни рыла. И то немногое пермское, что использует Гельман, превращается в безумную фестивализацию местной культуры".
Вот ещё несколько цитат, вникните. "Что нового создали в Перми за два года гельмановской «культурной революции» его хунвейбины? Музей Гельмана, который за деньги края скупает работы друзей Гельмана. Гельмановский центр развития дизайна, который разрабатывает гербы для чиркуновских канцелярий. За счёт бюджета Гельман привёз кучу таких деятелей культуры, которые и сами могут собирать стадионы, но деньги за билеты тогда получит продюсер, а не Гельман. И пиар, пиар, пиар. А пермский зоопарк остался на костях лучших граждан города. Музей стал вдвое хуже. Здание галереи отдают церкви, а нового здания и в планах нет. Все остальное как лежало в руинах, так и лежит. В городе нет не то, чтобы киностудии, а даже книжного издательства. Все пермские бренды выброшены из культурного процесса, потому что соратники Гельмана – непрофессионалы, они не знают культурных технологий развития этих брендов.
Модернизация предполагает превращение своего продукта в конкурентоспособный и выдвижение его на рынок более высокого уровня. То есть, говоря тупо, продвижение пермского в Москву. А у нас – демодернизация. Спуск неконкурентоспособного с высокого уровня на более низкий, то есть, столичных аутсайдеров – в Пермь
".
"Какая смена ментальности в Перми? «Культурная революция» воспитала генерацию лакеев от культуры, которые знают, что получат поддержку не по качеству их проектов, а по лояльности. Механизм смены ментальности – это создание арт-рынка в частности и рынка в целом. А в Перми бьются не за покупателя, как положено на рынке, а за место под выменем власти. Пермский «культурный эксперимент» Гельмана – это малое подобие общероссийской экономики, но в культуре одного города. Вот в этом смысле Гельман – воистину соратник Суркова, который ищет способ приведения общественного сознания в соответствие со сложившейся системой экономики и политики. Только Сурков пытается сделать рыхлое и шаткое монолитным, а Гельман с этого желания Владислава Юрьевича технично стрижет дивиденды.
А менять экономику края губернатор Чиркунов может и более простыми способами, без совриска. Например, давить коррупцию. Или хотя бы не поощрять ее в лице Гельмана и помощников Мильграма. Нет, у нас все по-ленински: «мы пойдем другим путем». Гельман устроит сто матерных выставок, и от этого все воры расплачутся, вернут украденное в бюджет, воздвигнут дома и дороги, поймают в Молёбке инопланетян и вытрясут из них технологические секреты, чтобы внедрить на Мотовилихинском заводе, усыновят по десять беспризорников и выучат наизусть ПДД
".
"Я думаю, всё это закончится ничем. Останется поле с дымящимися руинами. И вновь всё нужно будет начинать с основ".
"Меня все это давно достало. Достал губернатор с его убеждением, что современная культура – это Марат Гельман, и больше никто. Достал Гельман, без санкции которого в пермской культуре уже ничего не делается. Гельман живет на даче губернатора, как Карлсон на крыше у Малыша, - с теми же результатами для Малыша. Достали чиновники, которые разворовали мои пермские проекты, но остались безнаказанными, потому что они в курсе махинаций Гельмана, и вся чиркуновская рать не может спровадить их в СИЗО. Это, кстати, называется коррупция. Достали проплаченные Пермью московские СМИ, восславляющие «пермский проект». Достали глупости вроде «Пермь – российский Бильбао» или «Пермь – культурная столица Европы в 2016 году». Достали долдоны, которые кричат, что у Гельмана в музее отвратительные картины с матом и гопниками. Достали долдоны, которые кричат, что у Гельмана в музее прекрасные картины с матом и гопниками. Достали юзеры, которые пишут: «Гельман хоть что-то делает!». Достало враньё, манипуляции, некомпетентность и подмена смыслов.
Терпеть это я не хочу, хотя и бороться с этим меня тоже достало. У меня куча своих дел, и даже десятую часть сил тратить на это жульё мне обидно
".
"Не нужно демонизировать эту публику. В стране воруют миллиардами, будет кто-то там мараться за десяток миллионов Гельмана. То, чего в Перми нагородят Гельман и приспешники, рухнет само собой, и толкать не надо. Жаль тех местных явлений, которые за это время погибнут, не дождавшись спасения".
Гельман, как и следовало ожидать, попытался отреагировать (http://maratguelman.livejournal.com/1685285.html, "Алексей Иванов откликнулся на мое "куда исчез иванов""), но, видимо, был не готов, отчего местами вышло очень смешно. Помогли и дружественные комментаторы. Первый же из них, kvazicharacter, написал: "Так говорит, как будто бы это что-то плохое ;-) " [напоминаю, речь идёт о "стрижке" бюджета – действительно, что же в этом плохого? что естественно, то не безобразно]. Ту же ноту подхватил fmd1976: "Я понимаю, если бы Иванов сам что-то на этом поприще сделал. А так получается пустая критика с налётом зависти" [то есть Иванов "на поприще" бюджетного отсоса не сделал ничего и поэтому завидует Гельману]. Тут вступил сам maratguelman: "не критика а навет. то есть чистое вранье". olegab на всякий случай уточнил: "это навет: "по этому проекту финансирование пойдет через четыре инстанции, три из которых – музей Гельмана, центр дизайна Гельмана и фестиваль Гельмана." ?" "это даже не навет, а безумная фантазия. Такой сон Алексея Иванова", – гордо, но немного уклончиво ответил maratguelman. Потом появился несколько провокационный комментарий от zomaho: "Почему-то возникает ощущение, что лучше бы вам один раз подраться и всё выяснить :) ". И тут maratguelman возмутился: "вы нас пожалуйста на одну доску не ставьте. я ни слова о творчестве иванова не сказал. Это я его "пунктик"" [ай да Гельман! своё присасывание к бюджету он именует творчеством! класс!]. Потом, правда, пафос отчасти улетучился; во всяком случае, на запись mnir52: "Ответьте только на один вопрос. Чьи деньги используются в Ваших "творческих проектах". Ваши личные или бюджеты регионов где реализуются Ваши проекты? Если Ваши личные вопросов нет... А так Ваш пост на опережение... Сам написал значит честный относительно....", – maratguelman долго (почти сутки) не реагировал, а потом ответил слегка невпопад: «кривая логика не значит».
Действительно, а как ещё тут ответишь?
В любом случае, спасибо Алексею Иванову за жёсткую и честную оценку деятельности придворного галериста «Единой России».
Как бы я ни расходился с пермским писателем по другим вопросам, здесь могу только поаплодировать.
Тень мутанта (в просторечии – мутотень) должна знать своё место.
Направьте на неё свет.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments