dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

И немного о протоплазме

Алексей Битов (poziloy)

Сегодня – пусть не православный, но сочельник. И копаться во всякой грязи совсем не хочется. Давайте о чём-нибудь другом.
Не так давно один человек доказывал, что К.Г.Треплев был талантливым писателем; свой монолог он завершил риторическим вопросом: «Если Треплев бездарен – о чём же тогда «Чайка»»? Вопрос, между прочим, интересный. Но сначала – ещё раз о Треплеве.
Улики, как известно, бывают косвенными и прямыми. Если речь идёт о писателе, «прямая улика», доказывающая его талант или отсутствие оного, может быть лишь одна – то, что он написал. Треплев говорит о Тригорине: «У него на плотине блестит горлышко разбитой бутылки и чернеет тень от мельничного колеса – вот и лунная ночь готова, а у меня и трепещущий свет, и тихое мерцание звезд, и далекие звуки рояля, замирающие в тихом ароматном воздухе...» Известно, что «горлышко» Чехов Тригорину подарил: «На плотине, залитой лунным светом, не было ни кусочка тени; на середине ее блестело звездой горлышко от разбитой бутылки» (рассказ «Волк», 1886 год). Но ещё интереснее – другая цитата из Чехова: «По моему мнению, описания природы должны быть весьма кратки и иметь характер à propos. Общие места вроде: „Заходящее солнце, купаясь в волнах темневшего моря, заливало багровым золотом“ и проч. „Ласточки, летая над поверхностью воды, весело чирикали“, – такие общие места надо бросить. В описаниях природы надо хвататься за мелкие частности, группируя их таким образом, чтобы по прочтении, когда закроешь глаза, давалась картина. Например, у тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, что на мельничной плотине яркой звездочкой мелькало стеклышко от разбитой бутылки и покатилась шаром черная тень собаки или волка и т.д. Природа является одушевленной, если ты не брезгуешь употреблять сравнения явлений ее с человеч<ескими> действиями...» (Чехов – брату Александру, 10 мая 1886 г.) Кстати, письмо это есть на http://az.lib.ru/c/chehow_aleksandr_pawlowich/text_0050.shtml, дальше там тоже интересный текст с забавной опечаткой: «В сфере психики тоже частности. Храни бог от общих мест. Лучше всего избегать описывать душевное состояние героев; нужно стараться, чтобы оно было понятно из действий героев... Не нужно гоняться за изобилием действующих яиц [всё же, полагаю, речь идёт о действующих лицах, а не о действующих яйцах]».
А вот вам и общие места в ассортименте: «эта бедная луна напрасно зажигает свой фонарь. На лугу уже не просыпаются с криком журавли, и майских жуков не бывает слышно в липовых рощах». Луна, луга, рощи, журавли, жуки – всё всмятку, как те яйца. И действующих лиц – до фига и больше; по идее, нам показывают почти моноспектакль, но в монологе – столпотворение почти вавилонское: «Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, обитавшие в воде, морские звезды и те, которых нельзя было видеть глазом... Тела живых существ исчезли в прахе, и вечная материя обратила их в камни, в воду, в облака, а души их всех слились в одну. Общая мировая душа – это я... я... Во мне душа и Александра Великого, и Цезаря, и Шекспира, и Наполеона, и последней пиявки. Во мне сознания людей слились с инстинктами животных, и я помню все, все, и каждую жизнь в себе самой я переживаю вновь». И вообще, «Описание лунного вечера длинно и изысканно».
Тригорин говорит о Треплеве-писателе: «Все никак не может попасть в свой настоящий тон... Ни одного живого лица». И даже Дорн, симпатизирующий «юному дарованию» («Что-то есть! Что-то есть!») ставит печальный диагноз: «Производит впечатление, и больше ничего, а ведь на одном впечатлении далеко не уедешь».
На самом деле, можно по-разному относиться к артистическим способностям Нины Заречной – о том, хороша она на сцене или плоха, мы можем судить лишь с чьих-то слов. «Бралась она все за большие роли, но играла грубо, безвкусно, с завываниями, с резкими жестами. Бывали моменты, когда она талантливо вскрикивала, талантливо умирала, но это были только моменты» – это, в конце концов, частное мнение Треплева; ещё одна «косвенная улика» – ангажемент на зиму в Елец, но и она косвенная, как ни крути. А с Треплевым – прямая улика, игнорировать её не стоит. Мы так привыкли к чеховской зыбкости, что по привычке не замечаем: с Треплевым и Тригориным – тот редкий случай, когда всё названо своими именами. Понятно, постановщик может переиграть всё по-своему, но это будет другая «Чайка», не та, которую Чехов написал.
Ну, тогда остаётся главный вопрос: О чём же тогда «Чайка»? Удивитесь, но ровно о том же, о чём и три следующих пьесы того же автора – «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишнёвый сад». Почти по Р.Шекли: «Облако поблескивало металлическим отсветом в угасающем свете дня, и Парк увидел, что это огромный рот под двумя немигающими глазами.
– Хо-хо! – сказал рот. – Протоплазма! – Он потянулся к телу Эдселя...
– Спокойная протоплазма, – сказало чудовище, пожирая тело Эдселя, – мне нравится спокойная протоплазма, – и чудовище заглотало тело Эдселя целиком.
Парк выстрелил...
Оно приближалось с широкой ухмылкой.
– Мне нравится спокойная протоплазма, – сказало Оно, и гигантский рот сомкнулся над Парком, – но мне нравится и активная протоплазма.
Оно глотнуло и затем выплыло сквозь другую стенку поля, оглядываясь по сторонам в поисках миллионов единиц протоплазмы, как бывало давным-давно
».
У Шекспира – Рок, у Чехова – равнодушный «рот». А «протоплазма», заметьте, в основном спокойная, она умеет лишь тихо мечтать: о небе в алмазах, о Москве, о том, что ярославская тётя пришлёт нужную сумму. Но некоторые представители протоплазмы могут при случае и активность проявить: стреляют в ненавистного профессора или пытаются одним махом утереть нос и матери, и её хахалю. Что характерно, оба не попадают в цель. А рот (так или иначе) смыкается над ними, ему нравится любая протоплазма, активная она или спокойная...
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

Recent Posts from This Journal

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…