dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Дело было в Бухаре...

Алексей Битов (poziloy)

Этого автора я тут ещё не цитировал – по крайней мере, в таком объёме. Ну, да, повода не было. Теперь – появился.
«– Этот ишак – не простой ишак! – объявил Ходжа Насреддин. – Он принадлежит самому эмиру. Однажды эмир позвал меня и спросил: «Можешь ли ты обучить моего любимого ишака богословию, чтобы он знал столько же, сколько я сам?» Мне показали ишака, я проверил его способности и ответил: «О пресветлый эмир! Этот замечательный ишак не уступает остротой своего ума ни одному из твоих министров, ни даже тебе самому, я берусь обучить его богословию, и он будет знать столько же, сколько знаешь ты, и даже больше, но для этого потребуется двадцать лет». Эмир велел выдать мне из казны пять тысяч таньга золотом и сказал: «Бери этого ишака и учи его, но клянусь Аллахом: если через двадцать лет он не будет знать богословия и читать наизусть Коран, я отрублю тебе голову!»
– Ну, значит, ты заранее можешь проститься со своей головой! – воскликнул чайханщик. – Да где же это видано, чтобы ишаки учились богословию и наизусть читали Коран!
– Таких ишаков немало и сейчас в Бухаре, – ответил Ходжа Насреддин. –Скажу еще, что получить пять тысяч таньга золотом и хорошего ишака в хозяйство – это человеку не каждый день удается. А голову мою не оплакивай, потому что за двадцать лет кто-нибудь из нас уж обязательно умрет – или я, или эмир, или этот ишак. А тогда поди разбирайся, кто из нас троих лучше знал богословие!
» (Л.Соловьёв, «Возмутитель спокойствия»).
Обратите внимание: речь идёт не просто о провидческом взгляде в будущее, но о взгляде за казённый счёт («Эмир велел выдать мне из казны пять тысяч таньга золотом»). Понятия не имею, сколько таньга выделил из бюджета С.А.Капков, спонсор отечественных Нострадамусов, но сколько-то выдал. И в ответ получил то, что заказывал: I Московский международный форум «Культура. Взгляд в будущее», Дискуссия «О будущем театра» (сразу даю ссылку на видео – http://www.youtube.com/watch?v=yPUuE73YkiQ). Оглашаю состав участников этой самой «дискуссии»: от организаторов – сам Капков (в виде пустого места с соответствующей табличкой); от СТД – Д.Мозговой (зам. председателя и, по совместительству, административный директор журнала «Театр», см. http://theoryandpractice.ru/presenters/34452-dmitriy-mozgovoy); от критиков – М.Давыдова (ведущая) и О.Лоевский, от драматургов (а может, от театральных директоров) – Е.Гремина; от режиссёров – К.Богомолов, Д.Волкострелов, К.Гинкас, Ю.Квятковский, Е.Писарев и Б.Юхананов. По крайней мере, 7 из 10 – откровенные любители «нового театра» (польскую гостью и пустое место, естественно, не трогаю), от остальных можно было ожидать, как минимум, нейтралитета. Если бы Капков потрудился загрузить в свой вокабулярий слово «дискуссия», он понимал бы, что оно пристало такому составу участников, извините, как корове – седло. И действительно, дискуссии не получилось, хотя вышло всё совсем не так, как планировали организаторы. Впрочем, об этом – немного позже.
Нет, не волнуйтесь, выступления «новаторов» пересказывать не буду – они, знай себе, повторяли свои мантры. Как всегда, на высоте была Давыдова; на сей раз она отстаивала права «режиссёров, которым тесно на сцене»; правда, почему-то забыла выступить в защиту фигуристов, которым мешают коньки, и ватерполистов, не умеющих плавать. А так – дежурная ария акушерки Змеюкиной: «Какие вы все противные скептики! Возле вас я задыхаюсь... Дайте мне атмосферы! Слышите? Дайте мне атмосферы!... Дайте мне бурю». Кстати, если помните, в той, старой «Свадьбе» тоже присутствовал Дмитрий Мозговой («матрос из Добровольного флота»). Никуда не деться, бывают странные сближенья, но это, считайте, реплика в сторону. А очаровательная Анна Мартыновна Змеюкина тем временем похвалила К.Богомолова: «Он его [текст] переделывает, но сохраняет архитектонику». Ладно, цитата в тему: «Найман и Бродский шли по Ленинграду. Дело было ночью.
– Интересно, где Южный Крест? – спросил вдруг Бродский.
(Как известно, Южный Крест находится в соответствующем полушарии.)
Найман сказал:
– Иосиф! Откройте словарь Брокгауза и Ефрона. Найдите там букву "А". Поищите слово "Астрономия".
Бродский ответил:
– Вы тоже откройте словарь на букву "А". И поищите там слово "Астроумие"
» (С.Довлатов, «Записные книжки»).
Вопрос о полушариях на задаю; Бог с ними, с полушариями. Но почтительно посоветую г-же Давыдовой открыть словарь, найти букву "А" (обычно она – в самом начале) и поискать слово «Архитектоника» (только не у Брокгауза и Ефрона, там лишь одно значение, архитектурное).
Отметился и Б.Юхананов: «Без режиссёра театр существовать не может». Но театр, если уж честно, и без осветителя жить не может, и без рабочего сцены, и без бухгалтера, а уж о спонсорах и говорить нечего. Дальше что?
Кстати, и на этот случай у Довлатова есть соответствующая миниатюра: «Заговорили мы в одной эмигрантской компании про наших детей. Кто-то сказал:
– Наши дети становятся американцами. Они не читают по-русски. Это ужасно. Они не читают Достоевского. Как они смогут жить без Достоевского?
На что художник Бахчанян заметил:
– Пушкин жил, и ничего
».
С Достоевским я наших «новаторов», конечно же, сравнивать поостерегусь, но что верно для крупных величин – верно и для всех остальных. Возможно, кого-то такой порядок не устраивает, но кого-то другого не устраивает ночь, или зима, или шарообразная форма нашей планеты. Вот, собственно, и весь разговор о выступлениях «новаторов».
А потом пришёл лесник и всех разогнал. Лесника звали К.Гинкас; скорее всего, ему надоела одна и та же «актуальная» пластинка, и он разозлился, как следует. Несколько фрагментов из его выступления.
«Здесь высказывалось мнение, что умение, профессионализм совсем не обязательны и даже мешают. И это мнение – довольно давнее и даже, в какой-то степени, пошлое... я, тем не менее, считаю необходимым учить режиссёров, причём учить жёстко. И, если хотите, учить ремеслу, а не чему-нибудь другому». Удивительно: тут аудитория проснулась и зааплодировала.
А Гинкас привёл пример с сапожником, который «может говорить: вы знаете, я сделаю такой сапог» и т.д., но не умеет «гвоздь прибить так, чтобы сапоги держались». «Когда студент или будущий режиссёр научится так делать сапог, чтобы не мокли ноги... тогда можно говорить об искусстве... я считаю своим долгом научить их ремеслу».
Здесь Гинкас добавил: «Я считал необходимым притащить [к своим студентам] Вас [Давыдову], агитатора за западное искусство»; очаровательная Анна Мартыновна бурно запротестовала; ладно, пойдём навстречу даме, пусть она будет агитатором за сапоги для покойников (по аналогии с замечательной формулой О.Егошиной).
Но продолжим: «Довольно странно находиться мне здесь и говорить о театре будущего, до которого я не доживу никоим образом. Я всё-таки рассчитывал на Калягина, а не на его заместителя... Мне вообще интересно, что происходит в театре, потому что я являюсь его частью. Какие пропасти его ожидают и какие победы? Про победы я, пожалуй, говорить не буду, вы их увидите, но про опасения могу высказаться».
«Политический театр или тот, который касается того, что буквально только вчера происходило, присущ театру вообще... но если театр занимается только этим... лично мне не интересно... Что вызывает ещё большие опасения... – это интеллектуальный театр». Тут Давыдова не выдержала: «Вы сами делаете интеллектуальный театр!», но Гинкас продолжал: «у меня брезгливое отношение к тому, что театр излагает мысли, театр должен, мне кажется, излагать больные мысли... Раздавили вот так каблуком палец, и философия рождается от необходимости». Вот именно, а не от праздности и скуки, как у экс-«театралов», которым род их занятий смертельно надоел, но начинать всё с нуля совсем не хочется, не зря же они так долго и упорно лезли на свой шесток.
Продолжим. «Кстати, я прочёл в нашем с вами любимом журнале «Театр» такую ироническую фразу: «Кто-то сказал в опере "Я так плакала, так плакала"». Если не плачут, не хохочут, мороз по коже не бежит, – лучше в протестантскую церковь, как мне кажется». И вывод: «С учётом того, что он нашёл и ищет, театр вернётся к основополагающим вещам... Театр старается занять чужое место. Скажем, психотерапия... Человек рассказывает свою историю. В поезде слушаю всякие рассказы и на пляже. Какое это имеет отношение к театру – лично я не знаю».
А дискуссии не было. Нечего прикапковской тусовке возразить, у них лишь несколько мантр на все случаи жизни. И таньга, позволяющая тиражировать эти мантры в любом количестве и с любой трибуны. Причём очень часто – не простая таньга, а казённая; эмир платит.
Он же, понятное дело, и музыку заказывает. А «танцоры» делают вид, будто этого не понимают, но исправно требуют очередную порцию таньга, чтобы приобрести себе новую обувь – старая, как обычно, мешает. Впрочем, кто-то действительно не понимает.
Тем хуже для них...
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment