dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Что и требовалось доказать (часть 1)

Алексей Битов (poziloy)

На прошлой неделе объявлен список номинантов на «Золотую Маску». Кто-то возмутился, а кто-то улыбнулся: в общем-то, давным-давно всё понятно. И тем не менее.
Не моё дело − оспаривать «выбор экспертов»: мало, что видел из лонг-листа, а главное − в чужой монастырь (святотусовочный) со своим уставом не лезут. А вот некоторые цифры и факты... вернее, пароли и явки − это на самом деле интересно.
Итак, заходим на сайт «Золотой маски». Читаем: «Российская Национальная театральная Премия «Золотая Маска»» (http://www.goldenmask.ru/about.php). Уже враньё: премия не национальная, а тусовочная, что очень хорошо видно даже по составу Экспертного совета. Опять-таки с сайта «Золотой Маски»: «Отбор спектаклей-участников Фестиваля и претендентов на Премию «Золотая Маска» осуществляет Экспертные советы, в состав которых входят театральные критики». Что ж, вот состав Экспертного совета в номинации «Драматический театр и театр кукол»: Г.Ситковский (председатель), А.Банасюкевич, А.Гончаренко, Е.Груева, Н.Игламов, Н.Каминская, О.Кушляева, П.Руднев, М.Шимадина. Надо полагать, Гончаренко отвечал за кукольную часть, а Игламов представлял национальные театры, но вот остальные... Неужели не заметно, что все они – однопартийцы или, по крайней мере, сочувствующие? Тогда при чём тут Национальная премия? У организаторов, надо полагать, других крытиков для нас нэт? И не надо говорить о том, что ротация происходит; в 2012 году (№ 1-2) журнал «Вопросы театра/PROSCAENIUM» точно окрестил эти замены «мнимой ротацией», а с тех пор, как нетрудно заметить, ничего не изменилось.
А кто они, эти организаторы? Сайт «Золотой Маски» отвечает на сей вопрос с исчерпывающей полнотой: «Организаторы Российской Национальной театральной Премии и Фестиваля «Золотая Маска» – Союз театральных деятелей РФ, Министерство культуры РФ, Правительство Москвы, Дирекция Фестиваля «Золотая Маска»». Комментировать не стану, хотя представить себе Калягина, год за годом подбирающего таких экспертов, извините, не могу – фантазии не хватает.
Кстати: смешно, но большинство этих экспертов и кураторов выступают якобы за «Альтернативный театр». «Альтернативный» кому? Самому себе? Придётся отдать должное КПСС времён брежневского маразма: они объявили себя руководящей и направляющей партией, что было намного честнее
И вот выбор Экспертного совета в «драматической» номинации:
ДРАМА/СПЕКТАКЛЬ БОЛЬШОЙ ФОРМЫ
KILL, Театр «Красный факел», Новосибирск
ВИШНЕВЫЙ САД, Малый драматический театр – Театр Европы, Санкт-Петербург
ГАМЛЕТ | КОЛЛАЖ, Театр Наций, Москва
ГАРГАНТЮА И ПАНТАГРЮЭЛЬ, Театр Наций, Москва
КАРАМАЗОВЫ, Московский художественный театр им. А.П. Чехова
МАДАМ БОВАРИ, Русская антреприза им. А. Миронова, Санкт-Петербург
МЕРА ЗА МЕРУ, Театр им. А.С. Пушкина, Москва
(М)УЧЕНИК, Гоголь-центр, Москва
С ЛЮБИМЫМИ НЕ РАССТАВАЙТЕСЬ, Московский театр юного зрителя
ТРИ СЕСТРЫ, Театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург

Режиссёры – К.Богомолов (сразу две постановки), А.Жолдак, Т.Кулябин, К.Серебренников. Конечно, это не 100 процентов, а только 50, но не надо быть крупным специалистом, чтобы оценить, насколько эти 50% далеки от реальности – предельно допустимая концентрация тусовочников превышена в разы. Да и с остальными пятью номинантами не всё так просто, не говоря уже о том, что «отсеять», скажем, Л.Додина было бы даже не наглостью, а сверхнаглостью. На всякий случай поясняю разницу: насрать под дверью соседа – наглость, а сверхнаглость – насрать, позвонить в дверь и попросить, чтобы вынесли бумажки.
Короче, каковы эксперты, таковы и номинанты.
Далее. ДРАМА/ СПЕКТАКЛЬ МАЛОЙ ФОРМЫ
АЛИСА, Большой драматический театр им. Г.А.Товстоногова, Санкт-Петербург
БАШЛАЧЕВ. СВЕРДЛОВСК–ЛЕНИНГРАД И НАЗАД, Центр современной драматургии, Екатеринбург
ВОЗМЕЗДИЕ 12, Центр драматургии и режиссуры, Москва
ДЕНЬ ГОРОДА, Камерный театр, Воронеж
ЖИЗНЬ ЗА ЦАРЯ, «Театро Ди Капуа», Санкт-Петербург
ЗАПИСКИ ПОКОЙНИКА, Театр «Студия театрального искусства», Москва
ЗОЛУШКА, Театр «Практика», Москва
КРЕЙЦЕРОВА СОНАТА, Театр «Глобус», Новосибирск
СОГЛАСНЫЙ/НЕСОГЛАСНЫЙ, Театр «Сцена-Молот», Пермь
УДАГАНКИ, Театр «Олонхо», Якутск

Кстати, тут сразу три номинанта имеют отношение к одному закадровому персонажу: «Практика», «Сцена-Молот» и Камерный театр в Воронеже. А вы думали, следы «реформатора» Э.Боякова затерялись в Черноземье? Ничего подобного, он там растёт вовсю. Нет-нет, я вполне допускаю, что в эту троицу мог попасть вполне приличный спектакль. Но три? Не верю, как говаривал один персонаж, вряд ли ведомый Боякову.
Переходим к номинации «ДРАМА/РАБОТА РЕЖИССЕРА». Тут − целых 22 номинанта: по 10 финалистов Великия и Малыя формы, а также (внимание) С.Александровский (с таганской «бродилкой») и, само собой разумеется, Д.Волкострелов, куда же без него.
Кстати, К.Перетрухина претендует на звание Лучшего художника (за «Сказку о том, что мы можем, а чего нет» в МХТ); не забыт и Д.Ренанский, ещё один ветеран Группы юбилейного года − он нынче экспертировал в музыкальных номинациях.
Достаточно?
О лонг-листе − завтра; там тоже есть небезынтересные моменты.
Помнится, у В.Долиной была песня «Серая шейка». Как раз оттуда: «Какие тут шутки, Когда улетает семья?». Вот и у нас почти так же: Какие тут маски, Когда заправляет тусня?
Следующая строчка у Долиной − «Последствия жутки». У нас напрашивается другая рифма: Последствия вязки.
Затягивает.

Вчера в «мемориальном» посте мы цитировали американского астронома К.Сэйгана: «Один из самых печальных уроков истории заключается в том, что, если мы были одурачены достаточно долго, мы склонны отвергать какие-либо доказательства обмана. Мы больше не хотим искать истину. Обман захватил нас: слишком больно признаться – даже самим себе – что мы были так доверчивы». Повторяю эти слова специально для тех, кто с пеной у рта собирается доказывать, будто Серебренниковы-Богомоловы-Волкостреловы и впрямь крутые режиссёры. Слишком больно признаться, что вы были так доверчивы?
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments