dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Круги-97: внеурочное

dik_dikij и poziloy

Среди тех, кого не стало в первые дни ноября, сразу несколько человек были так или иначе связаны с Петербургом. Им мы решили посвятить отдельный пост.

1 ноября 2014 года умер Вадим Гущин. Он снимался почти во всех известных питерских сериалах (в «Вовочке» сыграл одну из главных ролей – Папашу), вёл юмористическую передачу на радио «Балтика», но более всего знаком кинозрителям как актёр дубляжа: голосом Гущина говорили А.Шварценеггер, Э.Мёрфи, У.Смит, А.Бандерас и многие-многие другие.
А первыми экранными ролями Гущина стали когда-то Клеант в «Мнимом больном» Л.Нечаева (с О.Ефремовым и Н.Гундаревой) и начальник геологов Дмитрий Рябцев в короткометражном «Начальнике» – главная роль.
«Начальник» – http://my.mail.ru/mail/blagodatch/video/25/2255.html.
В.Б.Гущин, 31.01.1958 – 01.11.2014


3 ноября 2014 года умерла Нина Тимофеева. В энциклопедии «Русский балет» о ней сказано: «одна из крупнейших трагических актрис современного балетного театра... Её виртуозный, академически строгий танец сочетал «лёд и пламень», внутреннюю экспрессию и внешний лаконизм выразительных средств». В 18 лет она дебютировала в Мариинском/Кировском, в 20 станцевала на родной сцене Одетту/Одиллию, в 21 её забрали в Большой – на главные партии в новой редакции «Лебединого озера». А потом были Лауренсия, Раймонда, Принцесса Аврора, Жизель, Эгина...
1975 год, «Умирающий лебедь», танцует Нина Тимофеева – http://my.mail.ru/mail/ohl-gi/video/730/2682.html.

4 ноября 2014 года умер Виктор Черноморцев. В Питер он попал кружным путём, через Вену, дебютировал в «Тоске» (Скарпиа) и 20 лет оставался ведущим баритоном Мариинки. Шакловитый и Грязной, Князь Игорь и Мазепа, Томский и Макбет... Из последних работ – Фальстаф в опере Верди и Альберих в «Золоте Рейна» и «Зигфриде», роли разноплановые, но в равной мере подходившие Черноморцеву. На сайте театра приведена цитата из немецкой газеты: «Виктор Черноморцев обладает не только роскошным баритоном, но и колоритной фигурой, невероятным чувством юмора и актерской харизмой». Теперь эти слова приходится переводить в прошедшее время.
Виктор Черноморцев и Анна Нетребко, дуэт Джильды и Риголетто – http://videobox.tv/video/9132710/.

5 ноября 2014 года погиб Алексей Девотченко. Он был «актер-неврастеник», как написал режиссёр Г.Козлов, больше (и дольше) всех работавший с актёром Девотченко. Этот некролог надо читать полностью, но отметим прежде всего такой эпизод: «на одной из премьер ему так не понравилось, как он сам сыграл, как партнеры сыграли, что он, чтобы не встречаться после спектакля с людьми, чтобы не принимать поздравлений или, не дай Бог, не идти на банкет, – выпрыгнул из окна и убежал» (http://www.newtimes.ru/articles/detail/89133 ). Хотя Подколесина, насколько известно, он не играл никогда, но – горькая ирония – тоже нашёл застеклённый выход. А с какой стороны находится Зазеркалье, судить трудно.
Пишет О.Егошина: «По природе Алексей Девотченко был актером-солистом. Нельзя сказать, что он тянул одеяло на себя... Его любимым жанром были моноспектакли. Тяжелейшее испытание на прочность, когда остаешься один на один с чудищем-публикой, он проходил с каким-то победоносным блеском и ошеломляющей виртуозностью» (http://www.newizv.ru/culture/2014-11-07/210031-krik-na-proshanie.html). «Командным игроком» Девотченко точно не был: он существовал на сцене как бы несколько в ином, индивидуальном режиме. Самые известные его роли (кроме моноспектаклей) – Хлестаков в «Ревизоре» В.Фокина и Шут в «Короле Лире» Л.Додина; там эта «особость» органично сочеталась с характером роли, и актёр «выстреливал». Правда, его Порфирия Петровича в «Преступлении и наказании» Г.Козлова мы не видели, но, вполне возможно, там тоже было так (ведь в романе Достоевского этот – немного фантомный – персонаж стоит несколько на особицу от общего «хоровода»). Увы, самодостаточных актёров не бывает, это оксюморон...
В моноспектаклях актёру было проще – по определению (тут, конечно, нельзя не вспомнить знаменитые «Записки сумасшедшего», поставленные К.Гинкасом). Впрочем, «Нужно вообще отказаться от этой приставки: «моно»... Я считаю, что «Саша Черный» – это спектакль, несмотря на то, что я на сцене один. Это абсолютно полноценный спектакль, в котором должно быть режиссерское решение, пластическое, сценографическое, световое, музыкальное решения... Моноспектакль – это всегда отпугивает зрителя. Я бы никогда в жизни не пошел смотреть, как передо мной стоит человек и долго, нудно, читает или шутит, или смешит... это ужасно. А многие артисты, которые берутся за моноработы, не понимают, что чтение с эстрады и моноспектакль – это абсолютно разные вещи» (А.Девотченко, http://www.chance.ru/news/index.html/a0gwj?SID=owk2cb0pcrfh&).
В последние годы о Девотченко чаще вспоминали в связи с политическими событиями; об актёре говорили реже и как-то вскользь; случалось, его приглашение в тот или иной проект выглядело откровенным пиар-ходом. Как бы-то ни было, слишком много сложилось причин, объективных и не очень, чтобы актёр Девотченко не смог в полной мере реализовать свой незаурядный потенциал. И мы, зрители, многое потеряли.
А на экране он чаще всего появлялся в сериалах (в том числе – в роли Корейко в 8-серийном «Золотом телёнке»). Да чёрт с ним, с экраном...
«Король Лир», Шут – http://www.youtube.com/watch?v=cBqQ_0ayNa8.
А.В.Девотченко, 14.10.1965 – 05.11.2014


6 ноября 2014 года умер Виктор Костецкий. Ученик легендарного Б.Зона, он пришёл в питерский Ленком, а вскоре туда пришёл и режиссёр В.Воробьёв. В 1972 году Воробьёв возглавил Ленинградский театр музкомедии, и Костецкий ушёл к нему: драматический актёр легко перевоплотился в музыкального. С Воробьёвым и Костецким связана «золотая пора» ленинградской (тогда ещё) Музкомедии; Костецкий сыграл Кречинского и Флориндо Аретузи. Эти роли достались ему и в телефильмах, снятых опять-таки Воробьёвым; «Свадьбу Кречинского» и «Труффальдино из Бергамо» зрители помнят. Как и «Остров сокровищ», ещё один телевизионный фильм Воробьёва: Джон Сильвер – О.Борисов, Сквайр Трелони – В.Стржельчик, а Доктор Ливси – Костецкий.
Потом Воробьёва из Музкомедии ушли; Костецкий ушёл следом и вернулся на драматическую сцену (Александринка и Театр «Комедианты»). «Чем музыкальный мир хорош? Они знают цену профессии. В драматическом театре любая бездарь может сказать: "Я тоже так могу!". А здесь ты либо берешь ноту, либо нет» (В.Костецкий, http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/sov/2176/bio/).
И ещё, оттуда же: «я три раза пробовался к Рязанову на главную роль в картине "Сирано де Бержерак". Он вспоминает об этом в своей книге "Неподведенные итоги": "У меня пробовались лучшие актеры страны – Ефремов, Козаков, Юрский, Костецкий". Неплохая строчка! Я, когда дарю кому-то эту книгу, обычно пишу: "Герой 137-й страницы"».
Не только. Но главные роли – лишь у Воробьёва. А не главные, хотя и заметные – в «Звезде пленительного счастья» (Каховский) и «В моей смерти прошу винить Клаву К.» (отец Серёжи Лаврова). И телесериалы, конечно: от советской ещё экранизации романа Горького «Жизнь Клима Самгина» (Гапон) до «Убойной силы» (ментовской генерал Сан Саныч).
Да, дубляж, без него тоже не обошлось; голосом Костецкого говорили К.Костнер, М.МакДауэлл, Аль Пачино, Р.Уилльямс...
А вот и сам актёр, не только голос – «Свадьба Кречинского», http://poiskfilma.com/movie/133060/.
В.А.Костецкий, 12.04.1941 – 06.11.2014


Вспомним...
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments