dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Беззлобное

Алексей Битов (poziloy)

Октябрь. Разговор в кулуарах. Мой собеседник рассказывает о презентации «пьесы»-лауреата одного из конкурсов; о ней как-нибудь напишу отдельно, сейчас – о другом. В «пьесе» этой есть замечательная сцена: героиня (надо полагать, перед зрителями) должна пописать в баночку. А на обсуждении, как выяснилось, кто-то заявил, что пиеса эта – настоящий бриллиант. Понятно, я удивился: в баночке с мочой можно найти разные камни (ураты, фосфаты), а вот бриллиантам там взяться неоткуда, в мочевом пузыре они не заводятся.
Тут мой собеседник завершил курительный процесс, посмотрел на меня с грустью и сказал, то ли в шутку, то ли всерьёз: «Вы – злой».
Ну, не знаю. Ни про кого из «потерпевших» не могу сказать: «такую личную неприязнь я испытываю, что кушать не могу…»; по мне, полагаю, заметно, что кушать могу, этого не спрятать. Более того, некоторым из «жертв» я, случается, симпатизирую (но не как авторам); других жалко (попавших в силки всегда жалко), а надутые маленькие пингвинчики, вообразившие, что видят нечто, недоступное всякому «быдлу», слишком смешны, чтобы на них злиться. Но «пингвинчики», лихо расписывающие прелести пляжей Антарктиды, метят скорее в критики-театроведы, нежели в драматурги.
Что касается кандидатов в драматурги – стараюсь быть аккуратным (понятно, Пряжко не в счёт, но его писания – это уже беспредельная наглость, аналогов пока нет). К сожалению, организаторы всяческих конкурсов, вытаскивающие на свет Божий очередную «находку», иногда вынуждают к резкости, которой в мирной жизни и впрямь лучше бы избегать. Впрочем, может, и не лучше, но как-то естественнее, что ли...
Так вот, о доброте. В замечательной повести В.Курочкина «На войне как на войне» (в фильме эта сцена тоже есть) «полковник Дей вместо приветствия заявил, что он очень добрый и мягкий человек, а поэтому прощает батарее полчаса опоздания. Беззубцев заикнулся было объяснить, что он не виноват. Но Дей, сверкнув белками глаз, резко его осадил:
– Все, комбат. В бою минуты не прощу
». Понятно, никакой я не полковник, но a la guerre comme a la guerre. Приходится стрелять, без всякой ненависти или злости к тем, кто угодил на мушку. Больных мест не выцеливаю, раненых не добиваю, пленных беру.
А как быть с теми, кто это воинство на нас наслал? Да никак. Ненавидеть их лично или злиться на них – не много ли чести? Тем более, жертвы гипноза попадаются, насколько могу судить, даже среди командного состава. А те, кто всё понимает... ну, решил кто-то поиграть в Авербаха, не всем же Леопольдам жить дружно, в конце концов. Кстати, чем кончил первый РАППовец? Да уж, дорого пришлось платить – за то, что некоторое время покрасовался во главе «литературного процесса» (по согласованию с властями). Напомню и другое: небольшую часть РАППовских командиров составили люди небесталанные (тот же Фадеев или автор «Я спросил у ясеня...»), а остальные – тщеславные неудачники, которые иным путём (кроме как – нападая на культуру) вылезти из безвестности не могли.
Теперь у нас – РАПП № 2. Почему они вне культуры? Тут всё просто: культура, хотим мы этого или нет, – это ведь, в том числе, и множество различных ограничений, с которыми нужно соглашаться (например, мужчину, который не снимает шапку в помещении, называют некультурным, хотя, может быть, он таким образом прячет бородавку на лысине). А те, кто утверждает, будто всё дозволено... стоп, тут отвлекусь, напомню. Вопреки расхожему мнению, у Достоевского такой фразы нет, это – чья-то компиляция, собранная из трёх фрагментов: «Если бога нет, то какой же я после того капитан?» (Лебядкин, «Бесы»), «Нет бессмертия души, так нет и добродетели, значит, всё позволено» (Ракитин, «Братья Карамазовы») и «Только как же, спрашиваю, после того человек-то? Без бога-то и без будущей жизни? Ведь это стало быть теперь все позволено, все можно делать?» (Дмитрий Карамазов цитирует того же Ракитина). (Если кому-то интересны подробности, у нас был на эту тему отдельный пост – http://dik-dikij.livejournal.com/283967.html).
Так вот, нынешние Ракитины («Ракитин, чорт его дери! В монахи не пойдет. В Петербург собирается. Там, говорит, в отделение критики, но с благородством направления... Ракитин пролезет, Ракитин в щелку пролезет»), заметьте, отрицают (под флагом «аморализма») именно «добродетель», и они, понятно, против всяких ограничений, а стало быть, вне культуры. По определению.
Совсем простой пример: «Кирилл Серебренников вступил в горячий спор с Еленой Драпеко и высказал мнение, что на территории искусства возможно все» (речь идёт о недавнем капковском «форуме» за казённый счёт, см. http://moscowcultureforum.ru/about/itogi/den_1/index.php), то есть ограничений (по Серебренникову) нет. И убить можно? Не сымитировать, а убить, всерьёз? Убивать, впрочем, не обязательно, а крепко побить того же Серебренникова по ходу репетиции, получается, не возбраняется, жаловаться он не станет («на территории искусства возможно всё»). Верите, что не станет? Я не верю, и визг поднимет на всю Ивановскую, и в полицию побежит. Тогда зачем врёт, что никаких ограничений? А затем и врёт, что в условиях культуры (с её неизбежными ограничениями и самоограничениями) ему не выжить, факт.
А злости нет. В худшем случае – брезгливость.

Однако, нехорошо получилось: всё Ракитин да Ракитин, а Лебядкин только в скобках и промелькнул. Что ж, восстанавливаю справедливость.
«Тут у меня еще не докончено, но всё равно, словами! – трещал капитан, – Никифор берет стакан и, несмотря на крик, выплескивает в лахань всю комедию, и мух и таракана, что давно надо было сделать. Но заметьте, заметьте, сударыня, таракан не ропщет! Вот ответ на ваш вопрос: "почему?" – вскричал он, торжествуя: – "Та-ра-кан не ропщет!" – Что же касается до Никифора, то он изображает природу, – прибавил он скороговоркой» («Бесы», часть первая, глава пятая).
У Достоевского фраза продолжается: «и самодовольно заходил по комнате». Но я-то не только не полковник, но даже и не капитан, мне это не пристало. И вообще, извините, на службе не состою – на кого же злиться-то? И зачем?
Subscribe

  • Памяти Бельмондо

    dik_dikij и poziloy 6 сентября 2021 года умер Жан-Поль Шарль Бельмондо. Тот редкий случай, когда можно без малейшего преувеличения сказать:…

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments