dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Круги-95, дополнение: на особицу

dik_dikij и poziloy

Геннадий Дёмин умер 19 октября. Вчера был девятый день.
Он был из «старой гвардии» – из тех, кто пришёл в театр своей «тропой», а не потому, что всё стадо ломанулось сюда, к этому «водопою». Отсюда и разница: «новые», стадные, старательно копируют своих «вожаков» и поразительно похожи друг на дружку – не только в оценках, но и в форме их выражения (или, как они полагают, самовыражения). А «старая гвардия»... каждый из них смел иметь не только «своё суждение», но и собственный голос.
Голоса эти слышали не все – хор поёт громче, его не переорать. Но другого варианта нет: кто «поднимает голос», перестаёт слышать ноты и сбивается на очевидную фальшь. Дёмин предпочитал не фальшивить.
«К сожалению, у нас полным-полно в театральном мире (а в общем-то, и не только) дутых репутаций – сегодня, вот, искусственно раздуваемых. Вот это, на мой взгляд, одна из самых больших бед» (Дёмин в эфире ивановского ТВ, 18.05.2012, см. http://rutube.ru/video/eb771329755940019632a5a54d2cabe2/).
Впрочем, о бедах нашего театра Дёмин писал давно, и в прозорливости ему не откажешь: «Поклонением новой музе с шипящим именем Касса отмечено начало деятельности почти всех новичков... оглядка на своего зрителя особенно заметна... конвейерный поток убивает сразу нескольких зайцев: загруженные актеры смиряют недовольство, критики ломают голову, выстраивая концепции (которые каждый раз опровергаются) и прогнозы (которые не сбываются), а самое главное – не смолкает шум вокруг театра...
В технике такой подход именуется “методом тыка” – при сопряжении деталей наугад, по теории вероятности, что-нибудь обязательно случится. Правда, во всеядности таится опасность – размываются критерии, падает общий уровень... исчезает уникальность труппы. Превращение театра в ярмарку, где каждый найдет товар по вкусу, вполне в духе времени... Общий итог не слишком вдохновляет: в целом приход целой группы новых лидеров ситуацию на московских подмостках не изменил – к лучшему. Напротив, в деятельности стационаров усилились черты сегодняшней, варварски-агрессивной антрепризы: приглашение звезд со стороны, малоценная драматургия или неумелые инсценировки, примитив оформления, режиссуры и актерской игры, а главное – почти полное отсутствие долгосрочных эстетических программ. В главных режиссерах проявляются черты, ранее свойственные разовым постановщикам, перелетным птицам, отвечающим за судьбы спектаклей, но не трупп, – постановщик превращается в профессионала-полового с его заискивающе обращенным к публике “Чего изволите?”... В начале нового века разворачивается противостояние двух подходов к роли вожака: традиционной для отечественного театра фигуры создателя оригинального направления – или продюсера, владеющего технологией выпуска массовой продукции и умением протолкнуть ее на все еще дикий рынок
» («Литературная газета», 16.10.2002, http://www.smotr.ru/pressa/lg_demin1610.htm).
Или: «пропаганда этой современной драматургии с помощью таких начинаний, как недавно открытый Театр.doc или фестиваль «Новая драма» под эгидой тусклой «Золотой маски», способствует лишь одномерному о ней впечатлению. Идеологи вышеперечисленных акций на первое место выдвигают творения, отвечающие только их собственным вкусам, и отодвигают в тень любые прочие. К тому же дело еще больше затуманивает неопределенность самого понятия «современная пьеса». Это особенно ясно при анализе отмеченных всякого рода наградами произведений... вереница фрагментов, мелькание персонажей, статичных, почти эстрадных (недаром в зрелище мало заметных актерских работ).
Искусственно гонимая вокруг модных произведений девятибалльная шумовая волна мешает осмыслить и четко определить, что же действительно нового принесли нам «новые авторы»? Порой даже кажется, что основное в этих работах – уже сводящая скулы от скуки, изжеванная «чернуха»...
Смертельнейший из грехов – предсказуемость – расценивается как достоинство... впечатление «чернухи», которое окрашивает большинство новых произведений, рождается не от событийного ряда – в конце концов, Шекспир в «Короле Лире» предлагает гораздо больше душераздирающих происшествий: вплоть до вырывания глаз, не говоря уже о заурядных предательствах и убийствах. Главное – в небрежении словом... авторы «чернухи» гораздо скромнее. Они напрямую используют шокирующее звучание полуприличных выражений (в основном связанных с физиологией), в чем им видится необыкновенная смелость и примета реальной жизни... Конечно, здесь налицо перекличка с некультурностью общества, стремительно опущенного в трясину варварства, но мастерства, необходимого для того, чтобы написанный текст можно было назвать драматургией, катастрофически не хватает
» («Литературная газета», 22.01.2003, см. http://www.mxat.ru/authors/playwright/sigarev/1769/).
А это – из более позднего, хотя написано тоже не сейчас: «С монтажа эпизодов начиналась десять лет назад «новая драма», там и застряла...
Именно на утрировании физиологии держится дурная эстрада, от «Аншлага» до «Комеди-клаба», приемы которых режиссеры трюка постоянно пытаются привести и на драматические подмостки. Обратная сторона (менее заметная, но опасная банальностью) – бытоподобие, лишенное театральности, когда персонажи ведут себя «как в жизни», вызывая тем самым жуткое рассогласование, прорехи в театральной ткани, вроде как пресловутый настоящий нос на живописном портрете...
На одной дороге знак вековой с лишним давности гласит: «нужны новые формы», а они, как принято считать, подвластны молодым, чей взор еще не зашорен. Над другой висит лозунг театра как увеселения, а последняя, наиболее заросшая, бежит под символом продолжения традиций...
открывать новое можно, лишь овладев тем гигантским арсеналом, который выработала режиссура за полтора века своего существования, – а со знаниями и умением у молодых не очень ладно... постановки режиссеров-дебютантов отмечены отсутствием выучки – тому немало примеров в минувшем сезоне...
заявления «К нам ходит молодой (вариант – продвинутый) зритель!» раздаются из самых отстойных закоулков театральной Москвы и никто еще не подсчитал, сколько новичков, увидев впервые в жизни зрелище в том же Театрe.doc, навсегда отвернулись от драматической сцены
» (2010 год, «Страстной бульвар, 10», http://strast10.ru/node/906).
Дёмин боролся со всем этим, как мог и сколько мог. Теперь – без него.
Даже противники отдают ему должное: «в театральных своих страстях Гена был предельно последователен и честен, а это всегда внушает уважение» (http://stepanova-anna.livejournal.com/481117.html, хотя они с Дёминым «разошлись во взглядах на театр»).
Мир праху его.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment