dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Но и жить, конечно, не новей...

Алексей Битов (poziloy)

В начале месяца в театре «АпАРТе» прошла презентация лауреатов недавно завершившегося драматургического конкурса «Баденвайлер». Честно скажу, это, на мой взгляд, самый нужный конкурс, ведь все его участники – авторы, проживающие за пределами России, т.е. существующие в лучшем случае на самом краю языковой среды, а зачастую – и вне её. Даже в русскоязычных анклавах на территории бывшего СССР (и не только) сберечь живой язык не очень-то реально... ладно, пост всё же не об этом, попробую не отвлекаться.
Презентация проходила в три приёма: в первый день зачитали одну пьесу, во второй и третий – по две. Ну, в почётные гости я не стремлюсь, ограничился нечётными сериями – первой и третьей. Но репортажа не будет – во всяком случае, в ближайшее время; ограничусь пока одной любопытной «подтемой».
По традиции после каждой читки предлагалось обсудить услышанное; при этом организаторы особо подчёркивали, что говорить предлагается о текстах, а не об их «читочной интерпретации». И на всех трёх обсуждения возникал один и тот же вопрос: похоже это на какую-нибудь известную пьесу или нет. «Предков» нашли у всех, и в результате выстроились такие пары:
В.Чепурин, «Что мы знаем о декабре?» – А.Вампилов, «Старший сын»;
А.Углов, «Формула Кардано» – П.Шеффер, «Амадеус»;
В.Горбань, «Тюремный тариф премиум класса» – С.Мрожек... скажем так, Мрожек вообще, без конкретики.
Сразу скажу, что в первом случае сходство представляется чисто внешним, и основано оно прежде всего на «служебной характеристике» главных героев: оба они – старые музыканты, не снискавшие, мягко говоря, громкой славы (плюс по ходу всплывает некая фамильная реликвия, которую отец передаёт сыну). На мой взгляд, если персонаж пишет роман, это вовсе не означает, что данный текст восходит к «Мастеру и Маргарите», хотя современный автор, надо полагать, Булгакова читал. А если говорить о «реликвии» – ну, тоже ситуации разные (у Сарафанова – экспромт, у Старика из пьесы Чепурина – скорее, продуманный ход).
В двух других случаях определённое сходство, безусловно, присутствует, но не правильнее ли будет поставить вопрос по-иному: а различия – есть? Если нет... что ж, вторичный продукт – он и есть вторичный продукт. Но так ли это в данном случае (случаях)? На мой взгляд, нет, а сходство... бросьте, ребята, все мы на кого-то похожи, хватит считать генетику «буржуазной лженаукой».
Кстати, обратите внимание: если мы говорим «Это совсем уж ни на что не похоже» – мы делаем «этому» комплимент или как? Насколько я понимаю, наоборот.
Между прочим, Баденвайлер – в Германии, так что самое время вспомнить одного отстойного немца: «Сказал художник: «Я влияньям не подвержен! / Нет в мире мастеров, к которым я привержен, / И я ни у кого не проходил ученья, / И я не признаю ни одного теченья!» / Ах, вот как! Что ж, побьемся об заклад: / Он попросту дурак на свой особый лад» (И.В.Гёте, «Оригинал», перевод Л.Гинзбурга).
И ещё один забавный момент: поверьте, тексты, написанные под «устаревшие образцы», могут быть не только ужасно скверными (а чаще всего так оно и есть), но и сколь угодно похожими – но всё же не до полной идентичности: в природе даже однояйцевые близнецы, включая самых уродливых, чем-то отличаются друг от дружки (кто-то их всегда различает). А вот фабричные клоны... эти – да, этих не различить. Допустим, в первом поколении «новой драмы» между авторами ещё существовали какие-то отличия, а сейчас, по мере «универсализации», различить их уже нельзя: идентичные «персонажи» с идентичной речью и идентичными наворотами; на живых персонажей они действительно не похожи, а между собой – понятно, отштампованы в одном цеху. Плюс одинаковые комбинезончики с трафаретной надписью «NEW», а то вдруг кто-нибудь не разглядит, знаете ли. Вообще, борцы за «новизну» и «непохожесть» (судя по всему, не только наши) – достойные ученики Генри Форда, взявшие на вооружение известное правило: «автомобиль может иметь любую марку, цвет и тип кузова, при условии, что это Форд Т-седан, черного цвета». А если не чёрный и не седан – это уже и не автомобиль, а старьё, на котором в цивилизованном мире никто не ездит. Впрочем, наши новаторы идею Форда творчески развили: у них автомобиль – это любая хреновена, которая не похожа на автомобиль и никуда не едет, но при этом обязательно чёрная и со стандартными стульчаками вместо колёс (2 с половиной штуки). Зато – ни на что не похожа, кроме орды своих собратьев. Впрочем, это уже так, побочный эффект.
Ладно, вернёмся к повозкам, которые хотя бы теоретически могут двигаться. Тут вопрос не в том, есть ли сходство; оно неизбежно – тем более, количество типов и сюжетов, как известно, ограничено (и даже приёмов так мало, что превращать их в инструменты одноразового пользования, право, расточительно). Вопрос только в том, а есть ли, кроме сходства, что-нибудь своё, и существенна ли эта «добавка».
А поиск «радикальной новизны» – это поиск несуществующей чёрной кошки, причём в комнате, в которой полная темнота, как ни крути, невозможна. Нет, кто хочет, – ищите, конечно, дело хозяйское... может, что-то найдётся, а на вкус-на цвет... но лучше всё-таки не поддаваться на провокации.
Тем более, на такие дешёвые.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments