dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Немного лирики

Алексей Битов (poziloy)

На этой неделе мне, считаю, повезло: увидел «в деле» двух замечательных современных русских актёров. Правда, вживую – только одного, второго – на экране, но в обстановке, максимально приближённой к живому показу.
Владимир Симонов и Сергей Дрейден.
Вахтанговский спектакль «Улыбнись нам, Господи» строится, можно сказать, вокруг главного персонажа, Эфраима; про С.Маковецкого в этой роли ничего сказать не могу, не видел, а Симонов одновременно выступает в двух, условно говоря, ипостасях: он и Эфраим, и центр своеобразной сценической Галактики, вокруг которого вращаются все остальные; кто-то иногда выходит на первый план и срывает свои персональные аплодисменты (не в обиду – тот же В.Сухоруков меня в этот вечер приятно удивил); у Симонова таких эпизодов нет, да и не надо – и так всё вращается вокруг него, без каких-либо лишних усилий с его стороны. Рискну назвать это высшим пилотажем... хотя нет, светила, пилотаж – это всё там, высоко, но театр – на земле, он реален и в то же время обманчив, зыбок и не слишком склонен смешивать видимое и сущее. Вот и в этом спектакле есть видимая «тягловая сила», приближающая героев по литовским дорогам к Вильнюсу (скорее, к сказочному месту, где исполняются желания, нежели к реальному городу); на сцене эту движущую силу «изображает» комод, который на самом деле, естественно, стоит на месте, его подталкивать надо. А есть движущая сила самого спектакля... надеюсь, можно не продолжать. Остальное, включая пластические «номера», сделанные Р.Туминасом с фирменной изобретательностью – скорее, паузы, и не для Симонова-Эфраима, а для нас, зрителей, чтобы не вышло чрезмерно густо. Отвлеклись немного – и вернулись на главную дорогу. На Вильнюс. С той же «движущей силой», в прямом и переносном смысле.
У Дрейдена в «Немой сцене» (моноспектакль-импровизация по «Ревизору») – совсем другая задача, на экране он пребывает в одиночестве (если не считать представителей съёмочной группы, иногда появляющихся в кадре). Интерьеры отнюдь не павильонные; естественно, никакого грима и никаких костюмов, это было бы нелепо. Переход из одной роли в другую происходит предельно просто; помните, в «Театральном романе»: «Елагин... махнул рукой у щеки, потом у другой, и мне показалось, что у него на моих глазах выросли бакенбарды. Затем он стал меньше ростом, надменно раздул ноздри и сквозь зубы, при этом выщипывая волоски из воображаемых бакенбард, проговорил все, что было написано о нем в письме.
«Какой актер!» – подумал я
». Только что перед нами был Городничий, а вот уже Хлестаков... а теперь – Анна Андреевна, и никакие букли с кринолинами, право, не нужны, достаточно изменить повадку и интонацию. Это умение – тоже высший пилотаж... или, если угодно, движущая сила спектакля, а здесь – моноспектакля.
Надо сказать, в «Немой сцене» – интересная нарезка текста: самые расхожие фразы либо «изъяты», либо оттеснены на задний план, из-за чего персонажи (прежде всего, Городничий, конечно) «поворачиваются» несколько по-новому. Речь, понятно, не о том, чтобы добавить к «Ревизору» то, чего у Гоголя нет (тут желающих хватает, дурное дело – не хитрое), а о том, чтобы на ту же историю взглянуть незамыленным взглядом. Но главное тут, конечно, само актёрское мастерство.
К сожалению, приходится переходить к грустному. И Симонов, и Дрейден хорошо известны в профессиональных и даже в околопрофессиональных кругах. Но, если честно, не более того – попробуйте провести опрос на улице. На слуху – совсем другие имена, прежде всего – герои сериалов. Нет, среди тех, кого мыльная пена вынесла наверх, далеко не все – бездарные актёры, но уровень у них, простите, не тот. Парадокс, едва ли разрешимый: настоящий актёр, как настоящее вино, со временем только «набирает градус», но к этой поре он уже никак не годен на роли записных красавчиков, крутых шерифов и т.д. Вот и получается, что на слуху – совсем не те имена, которые этого реально заслуживают.
Что не есть правильно. Впрочем, как и многое другое в нашем неправильном мире.
Из чего не следует, что с «неправильностями» следует соглашаться.
Subscribe

  • Год назад: 2020, 20 – 25 сентября

    dik_dikij и poziloy В прошлом году по техническим причинам пришлось разбить наш последний сентябрьский мемориал на две недлинные части. Может быть,…

  • 2021: 1 – 15 сентября

    dik_dikij и poziloy Осень... 1 сентября 2021 года умер Александр Храбунов, « Бессменный гитарист группы «Зоопарк» и соратник Майка Науменко в…

  • Памяти Бельмондо

    dik_dikij и poziloy 6 сентября 2021 года умер Жан-Поль Шарль Бельмондо. Тот редкий случай, когда можно без малейшего преувеличения сказать:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment