dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Сказ про то, как одна вдова гармонию отменяла

Алексей Битов (poziloy)

Одна унтер-офицерская вдова... или вдовец?.. ладно, какая разница, не будем гендерными расистами, скажем так: один унтер-офицер одного известного воинства сам себя высек. Как известно, от перемены места службы результат не меняется, секли, секут и будут сечь, планида у них такая.
Но начну «от печки», а унтер пусть подождёт своей очереди на выход.
Итак, «Патриарх Кирилл ответил на вопросы участников фестиваля «Вера и слово»» и, в частности, сказал, отвечая на последний вопрос: «Есть такие формы культуры, которые порождают абсолютно противоположные настроения у людей, которые невозможно связать вообще ни с каким религиозным чувством, которым вообще нельзя найти никакого применения. Я даже не хочу говорить о мавзолее, это особая тема, может быть, в следующий раз. Просто если даже говорить о современной культуре, нас иногда приучают к каким-то эпатажным формам современной культуры, показывают какую-то жуть, какой-то нонсенс, идиотизм, простите. Заставляют удивляться – какая-то кучка людей, которая вдруг начинает аплодировать и говорить: «Вы не понимаете, что это прекрасно?», – «Нет, я не понимаю!», – «Вы не посвященный человек».
Мне рассказывали такую историю, дело происходило в Чикаго на замечательном концерте симфонической музыки. Концерт закончился, и объявили, что сейчас будет представлена экспериментальная музыка. Начали играть какофонию. Что вы думаете? Все сидят, на лицах напряжение, сомкнутые брови, желание понять, что происходит, а понять невозможно! Но ведь и сказать, что «Король-то голый!», все боятся, а вдруг я самый глупый? В таком зале, при такой поддержке, на весь огромный зал нашелся один человек, который встал и демонстративно вышел, а все остальные захлопали после окончания этого произведения.
Когда нас приучают к мерзости и глупости под видом искусства – никакого примирения быть не может. Нельзя отдавать свою душу в плен дьяволу. Искусство – это в первую очередь явление прекрасного, явление гармонии. Если в искусстве не раскрывается закон гармонии, а именно этот закон лежит в основе всего мироздания, значит, это не искусство, значит, что это псевдоискусство, антиискусство. Значит, цель этого искусства – не возвышать человеческую личность, а разрушать ее, значит, вы просто имеете дело с дьяволом, и с ним не может быть никаких компромиссов
» (http://www.pravmir.ru/patriarh-kirill-otvetil-na-voprosyi-uchastnikov-festivalya-vera-i-slovo/).
Информационное сообщение ИТАР-ТАСС чуть отличалось от оригинала: «"Есть такие формы культуры, которые рождают негативные настроения у людей и с которыми тяжело найти примирение. Нас приучают к каким-то эпатажным формам современной культуры, показывают какую-то жуть, но находится группочка людей, которая вдруг начинает аплодировать", – сказал патриарх. Он отметил, что открытое неприятие таких произведений культуры стало принято считать непросвещенностью.
Предстоятель Церкви убежден, что, "когда нас приучают к мерзости, глупости под видом искусства, никакого примирения быть не может".
"Искусство – это в первую очередь явление прекрасного. Если в искусстве не раскрывается закон гармонии, а именно он лежит в основе мироздания, значит, это псевдо- и антиискусство, и его цель не возвышать человеческую личность, а разрушать ее", – сказал патриарх Кирилл
» (http://itar-tass.com/kultura/1464181). Не вижу искажений по сути, но есть кое-какие нюансы (скажем, «кучка людей» превратилась в «группочки», т.е. в нечто, более или менее структурированное).
А теперь – творческое переложение сообщения ИТАР-ТАСС: «Вот конечно пример торжествующего советского невежества, неосведомленности с привычно дидактическим репрессивным мышлением. Поп призывает бороться с искусством, дающим "негативные настроения" и не дающим "закона гармонии, которая лежит в основе мироздания"» (https://www.facebook.com/pavel.rudnev.9/posts/10202713311695704). Прошу любить и жаловать, унтер-офицерский вдов собственной персоной, явление народу.
Обратите внимание: патриарх не обозначил адресата своей филиппики, он лишь назвал некоторые отличительные признаки («мерзость и глупость под видом искусства», «псевдоискусство, антиискусство», «цель этого искусства – не возвышать человеческую личность, а разрушать ее, значит, вы просто имеете дело с дьяволом») – и Руднев сразу понял, что речь идёт именно о нём и его компании. Надо же, как шапка загорелась! А вскоре выяснилось, что не одна – некоторые носят по две шапки, как Ермак носил две кольчуги. Но давайте опять же по порядку.
Сразу скажу: я не готов согласиться со всем, что сказал патриарх. К примеру, с гармонией всё далеко не так однозначно, гармония – понятие не линейное, не говоря уже о том, что значительная часть классического искусства идёт к гармонии, так сказать, от противного, показывая дисгармоничность человеческого мира. Но и у Босха, и в «Мёртвых душах» (в той части, которая нам известна) наши болячки вытаскиваются на свет именно для того, чтобы попытаться от них избавиться и таким образом приблизиться к гармонии. При этом любое искусство, включая контрапунктное, может быть вполне гармоничным в широком смысле этого слова (совершенная форма сама по себе гармонична). Понятно, не следует понимать гармонию как примитивную благостность, но патриарх ничего такого и не говорил. Но у Руднева – свои представления о гармонии. Как, впрочем, и об искусстве.
Из комментариев: «Владислава Амангельдыева Собственно весь спор о целях высказывания художника. Паш, ты вот как думаешь, какие у художников цели?
Павел Руднев У всех разные, но главная цель – самовыражение, самореализация
». Опаньки! Интересно, а у физика или биолога главная цель – тоже самовыражение? Что за прелесть этот Руднев!
Кстати, вот вам пример самого натурального мракобесия и обскурантизма: господин Р. мечтает вернуться в пещерный век, когда не было никаких ограничений: захотел показать народу задницу – показал (самовыразился), захотел нагадить там, где едят, – нагадил (самовыразился), захотел укусить встречного за ногу – укусил (опять же самовыразился). А Руднев и рад... Что это, если не мракобесие в крайне запущенной форме?
Тем, кто не желает вступать в группировку «новых мракобесов», напомню слова старика Конфуция: «Я передаю, а не сочиняю». Задача т.н. «художника» – найти «объект» и отобразить его максимально адекватно. Если на телеге ехать долго – не возбраняется построить автомобиль, но чаще всего достаточно воспользоваться чем-нибудь из уже имеющегося автопарка. Прикиньте, что было бы, если бы каждый кандидат в путешественники начинал с изобретения собственного колеса? Один потратит на это столько времени, что путешествие закончится, не начавшись – тем более, квадратное колесо всё равно ни докуда не доедет. Другой времени терять не станет и соорудит нечто треугольное из некондиционного материала – всё, слезай, приехали, а куратор пусть до посинения восхищается «самовыражением». Не говорю уже о знании всяких сопроматов, без которых ничего движущегося всё равно не построить. Зато можно сесть и погудеть (точнее, покричать «би-би! би-би!»)... в общем, понятно.
Но вернёмся к гармонии. Дословно: «Гармония – это проект прошлых эпох, выдуманная идея, владевшая умами человечества в глубоком прошлом. Мир рушится, крошится, разрывается на куски, две мировые войны с миллионами жертв, лагеря смерти, геноциды, 11 сентября». Ещё раз даю ссылку – https://www.facebook.com/pavel.rudnev.9/posts/10202713311695704.
Начнём с того, что Руднев, похоже, считает гармонию «проектом», который продвигает конкурирующая фирма. Будем считать это издержками должности (напомню, П.А.Руднев – помощник художественного руководителя МХТ по спецпроектам, и в этом качестве, судя по всему, на полном серьёзе намерен конкурировать с Создателем).
Во-вторых, рассуждения сытенькой публики о «рушащемся мире» попросту достали; чаще всего их используют менеджеры-кураторы, впаривающие под этим предлогом всякую туфту. Повторяться не хочется, ограничусь цитатой: «Двоечники, надо полагать, считают, что Адам и Ева покинули Эдем в XX веке, а до этого всё было замечательно: ни войн, ни эпидемий, ни инквизиции, ни якобинского террора, пляши – не хочу. Им простительно, они – двоечники, они не знают, что «Молот ведьм» и «Джоконда» написаны почти одновременно. Искусство, ребята, для того и существует, чтобы как-то помочь человеку в его борьбе со своим тёмным двойником. Понятное дело, двойник сдаваться не собирается, на Возрождение он отвечает кострами, на Просвещение – гильотиной, на удивительный XIX век – газовыми печами и прочими прелестями следующего столетия. А теоретики в ответ предлагают капитулировать, и находятся желающие им поверить» (http://dik-dikij.livejournal.com/549415.html).
А в-третьих... не скрою, Руднев на сей раз меня заинтриговал... ну, должны же быть причины, не просто так он шарахнулся от понятия «гармония», как чёрт от ладана. Не могу утверждать, что нашёл разгадку этого загадочного явления, но готов предложить несколько гипотез.
1. Руднев панически боится змей, а тут он, как на грех, вспомнил, что в одном из греческих мифов Гармония (жена Кадма) превратилась в змею. Слабое место версии: люди, сведущие в античности, в общем-то, в курсе, что Платон говорил о другой гармонии.
2. Руднев обиделся: один из синонимов слова «гармония» – стройность (см. Словарь Даля и др.), а упоминание о стройности он воспринял как личный выпад. Слабое место версии: а другие тогда почему не видят в определении ничего личного? к примеру, я не стройней Руднева, но никакой аллергии на слово «гармония» у меня нет.
3. Даль Далем, но есть ещё Большой Энциклопедический словарь, и там в статье о гармонии употребляется слово «гомофония»; возможно, Рудневу не нравится это слово, что-то оно ему мучительно напоминает. Слабое место версии: сходство в данном случае основано на созвучии, а где созвучие, там и гармония; следовательно, Руднева там нет и быть не может.
4. Ещё одно определение из Большого Энциклопедического словаря (см. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/97806): «ГАРМОНИЯ (греч. harmonia – связь стройность, соразмерность), соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В древнегреческой философии – организованность космоса, в противоположность хаосу». Может быть, именно здесь таится разгадка? Для сравнения: вот характерная цитата из «Воспоминаний» Е.Мелетинского, филолога и культуролога: «с раннего детства мое сознание тянулось к представлению об осмысленной связи целого... Не зная еще этих слов, я всегда был за Космос против Хаоса... На более позднем этапе проблема Хаоса / Космоса и их соотношения в модели мира стала центральным пунктом моих философских размышлений и научных работ» (см. http://lit.1september.ru/articlef.php?ID=200600616). А есть такие силы, которым очень нужно, чтобы вокруг царил Хаос; тогда они – как рыбы в воде. Очевидно, при этом они надеются, что лично их этот Хаос не заденет, и очень напоминают строителей коммунизма в одной отдельно взятой квартире. Пожалуй, гипотеза № 4 – самая логичная; впрочем, не смею настаивать.
Во всяком случае, воинству Хаоса никакая гармония точно не нужна; чем неупорядоченнее, тем лучше; кому война, а кому мать родна. Зачем гармония мародёрам?
Но мародёры, бывает, увлекаются и сами себя наказывают (секут).
Subscribe

  • Памяти Бельмондо

    dik_dikij и poziloy 6 сентября 2021 года умер Жан-Поль Шарль Бельмондо. Тот редкий случай, когда можно без малейшего преувеличения сказать:…

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments