dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Nota Bene!

Алексей Битов (poziloy)

На прошлой неделе я тут грозился более-менее подробно написать о паре-тройке конкурсных пьес. И, поверьте, честно собирался исполнить взятое обязательство. К сожалению, не получится, придётся отложить – не уик-энд не хочется, а на сегодня есть другой материал, более животрепещущий, так сказать. И тут уж дело такое, что шутки в сторону.
В сегодняшних «Аргументах недели» – статья Т.Москвиной, посвящённая проекту «Основ государственной культурной политики»; согласен с каждым словом. Мало того, некоторым шедеврам чиновничьего «творчества» я уже давал свою оценку (http://dik-dikij.livejournal.com/1045021.html), и очень рад, что не остался в одиночестве. Тем более, у «Аргументов недели» куда больше читателей, чем у нашего ЖЖ.
Заодно воспользуюсь случаем ещё раз обратить на два «тезиса», спрятанные в глубинах проекта.
№ 1: «Достижение поставленных в Основах государственной культурной политики целей и успешное решение сформулированных задач невозможно в рамках существующей системы государственного управления. Необходима достаточно глубокая реформа этой системы, в процессе которой она должна быть сущностно перенастроена на иные приоритеты, в основу оценки ее эффективности должны быть положены иные – ориентированные на приоритеты культурной политики показатели». Какие именно показатели имеются в виду, покрыто мраком тайны, а коли так – ждите беды.
№ 2: «Действия государства в сфере государственной культурной политики адресованы в первую очередь молодому поколению российских граждан». То есть отечественная культура, если она хочет поддерживаться государством, должна ориентироваться прежде всего на жертв нынешнего недообразования. А отечественная наука, надо полагать, – на тех, кого забыли ознакомить с таблицей умножения.
И последняя отсебятина. Недавние выпады г.Капкова против всякого отстоя, оставшегося от былых времён (библиотеки, филармонии, репертуарные театры и т.д.) всё-таки оставляют странное впечатление. Конечно, г.Капков – интеллектуал ещё тот, но ведь он чиновник на все 146% и вряд ли попрёт против ветра, дующего сверху. Так откуда же такая несдержанность в речах? И не является ли это отвлекающим маневром? «Идеи» Капкова, естественно, отвергнут, оппоненты вздохнут с облегчением и утратят бдительность, а тем временем будет принят документ с указанием на необходимость каких-то непонятных реформ и рядом других прелестей. Как в анекдоте про козла, которого сначала завели, а потом вывели, и дышать, вроде бы, стало легче.

Всё, передаю слово Т.Москвиной.

«Г-н Мединский, г-н Капков – «кирпичи настоящего»?»
«Аргументы Недели» № 36 (428)
Утащено с http://argumenti.ru/culture/n456/366943.

Передо мной два документа. Один – проект «Основ государственной культурной политики», созданный явно не коллективом деятелей культуры, а, скорее всего, безымянными чиновниками соответствующего министерства. Другой – открытое письмо киноведов о горестной судьбе научно-исследовательского института киноискусства (НИИК). Истина о положении дел в культуре может нам открыться из простого сопоставления этих документов.
«Основы государственной культурной политики» начинаются с довольно сенсационного заявления: «Россия – государство, создавшее великую культуру».
Ни народ, ни нация, ни общество, ни отдельные люди, как говорится, не при делах. Пушкин и Чайковский? Это псевдонимы государства, оказывается. Вот и всё, и все основы, и дальше можно было бы ничего и не писать. Раз государство учреждает культуру, оно ею и распоряжается. А что такое государство? Это те, кто его олицетворяет на ответственных постах. И если министр культуры г-н Мединский считает, что в стране слишком много гуманитариев, а глава департамента культуры Москвы г-н Капков называет библиотеки «кирпичами прошлого», то вектор движения «государственной культурной политики» сомнений не оставляет.
Невежественными людьми легко командовать. Образованными – куда труднее. Все «кирпичи прошлого», то есть оставшиеся от СССР культурные лавочки, воспроизводят индивидуумов с характерным недовольным выражением лица. Конечно, перед асфальтовым капком… простите, катком, они бессильны, но маршировать строем точно не будут, тогда зачем они?
Чиновники – вот они нужны. Они могут, особо не вдумываясь в суть дела (это для них вообще – ментальная смерть), сочинять такие перлы: «Образование в сфере культуры и искусства, помимо системы подготовки сугубо профессиональных кадров, включает в себя развёрнутую систему детских школ искусств, в которых могут обучаться не только будущие профессионалы, но и все желающие». (Так «Основы государственной культурной политики» рисуют упоительную Россию будущего).
Однако это министром культуры в России могут стать «все желающие», если они родились под счастливой звездой. А определение, скажем, музыкальных способностей – процесс абсолютно недвусмысленный. Или они есть, или их нет. «Все желающие» без слуха и голоса могут брать частные уроки сколько угодно, и до сих пор так и происходило во все времена, при любых государственных устройствах (может быть, кроме древней Спарты). Но учиться в государственной спецшколе, не имея никаких способностей, что это за пытку придумали населению составители «Основ»?
А потом эти «все желающие» пожелают руководить театрами и музеями, полезут в сферу управления культурой, займут высокие посты! Не поставить ли заранее перед этими прыткими «желающими» разумные фильтры? Или плодить дилетантов и есть задача нынешнего руководства культуры, естественно вытекающая из родственной симпатии к ним?
Вернёмся к реальности. Вот что пишут обескураженные киноведы:
«Единственный в стране научно-исследовательский институт киноискусства находится под угрозой. Три года назад под предлогом «государственной необходимости» институт был введён в состав ВГИКа. Руководство ВГИКа сократило более четверти ставок и перевело сотрудников на половинные зарплаты, а также ввело присутствие под расписку на необорудованном рабочем месте, лишившее учёных возможности работать в архивах и библиотеках без унизительных объяснений, ставящих исследователей в положение нашкодивших школьников. При этом стала стремительно сокращаться когда-то хорошо налаженная в НИИКе издательская деятельность. Далее руководство ВГИКа под давлением Министерства культуры «добровольно» согласилось отказаться от оперативного управления зданием института, которое НИИК занимает 40 лет с момента своего основания… НИИКу грозят сокращение до «научного отдела» и окончательная ликвидация, после чего исторический особняк в Дегтярном переулке перейдёт к новым хозяевам…»
Верю! – как воскликнул бы Станиславский. Потому что на моих глазах похожая история случилась с находящимся в федеральном подчинении Российским институтом истории искусств (историческое здание на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге). Сняли директора, уволили учёных, поставили охрану – и полтора года идут суды, на которых уволенные учёные выигрывают дела. Разумная деятельность института остановила течение своё. Просматривается очевидная тенденция.
Искусствоведы – они ведь тоже «кирпичи прошлого». Их патологически тянет в архивы и библиотеки. Вот ведь идиоты! Есть же Википедия! Вы поймите чиновника. Он сидит на мягком (рабочем) месте с 9 до 5. Конечно, никто ему не мешает играть в покер и писать комменты. Но сидеть он обязан! А тут людям положено два раза в неделю работать – ха-ха – в архивах и библиотеках. Знаем мы, как они там работают! – с ненавистью шепчет чиновник. Всякий ведь по себе судит: будь у несчастного библиотечный день, разве он распорядился бы им так бездарно?
«Россия – государство, создавшее великую культуру…» Вот г-н Мединский и г-н Капков сегодня представляют государство, они вам не «кирпичи прошлого», а весомые «кирпичи настоящего», так отчего бы им не создать великую культуру? Что-то не получается, верно? Так может, пойти другим путём – помогать способным, талантливым, работящим РЕАЛЬНЫМ людям культуры. И не разрушать того, что есть и что было создано до них. А получается наоборот.
Художественная галерея «Дом Нащокина» Натальи Рюриковой – закрыта, помещение перешло в другие руки.
С карты театральной Москвы исчезли Театр имени Гоголя (превратившийся в пункт современной «великой культуры») и Театр имени Станиславского (такое же превращение на марше). На очереди, очевидно, Таганка.
Деятельность искусствоведческих институтов (РИИИ в Петербурге и НИИК в Москве) – под угрозой исчезновения. Какой, выражаясь на нынешнем сленге, «контент» наполнит исторические здания на Исаакиевской площади и в Дегтярном переулке – мы, боюсь, скоро узнаем.
Это лишь несколько примеров точного попадания в цель наших «кирпичей настоящего».
Так что волшебные «Основы государственной культурной политики» – это один пень. Растут на этих «основах» – совсем другие грибочки.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments