dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Очередное занудное

Алексей Битов (poziloy)

В одном из постов, посвящённых своим жюристским «подвигам», я отметил несколько типичных, на мой взгляд, ошибок и одну из них обозначил так: «Слишком много персонажей сразу же оказывается на сцене, не очень-то просто запомнить, кто есть ху» (http://dik-dikij.livejournal.com/1036377.html).
К сожалению, один из комментаторов (не в ЖЖ) проглядел слово «сразу» и возразил: «Когда много дл на сцене, это тяжело читать, это тяжело играть. Но это интересно смотреть». Но я в долгу не остался, прочитал коммент совсем криво и ответил, что называется, «мимо вопроса». Придётся исправиться.
Вопрос о количестве персонажей – сложный и спорный. Скажем, у Шекспира их обычно немало: в «Гамлете» – более 20, так или иначе поименованных, в «Короле Лире» – примерно столько же, в «Макбете» – под 30, в «Ричарде III» – и вовсе за 40.
У Мольера на сцене посвободнее: в «Скупом» – 15 персонажей, в «Мещанине во дворянстве» – 17 (не считая балета), в «Тартюфе» – всего 12. То есть на уровне «Отелло» (16 персонажей) и меньше, но в «Отелло» есть массовка («другие сенаторы» плюс «офицеры, дворяне, музыканты, стража и слуги»), а Мольер и тут экономит (видимо, из-за нежелания раздувать штат актёров); к тому же ему порой приходилось подключать певцов и танцоров, дабы угодить вкусам главного зрителя.
Наконец, Чехов. В четырёх канонических пьесах – от 9 персонажей («Дядя Ваня») до 15 («Вишнёвый сад»); массовки практически нет (кроме «Вишнёвого сада», там – «Гости, прислуга»).
Разлёт, как видите, в разы – от 9 до 40 с лишним. При этом у Шекспира часть персонажей можно изъять или объединить почти безболезненно; чаще всего так и поступают; персонажей, которых изъять нельзя, совсем не много. Если взять, к примеру, «Короля Лира» (это мне проще всего, поскольку недавно видел постановку М.Левитина, заодно и текст вспомнил), назвал бы 11 существенных персонажей (впрочем, доводилось видеть и более радикальные сокращения, но это уже не версии, а, скорее, вольные фантазии на тему «Лира», что тоже вполне допустимо, но к разговору отношения не имеет).
Сложнее с Чеховым – у него почти нет персонажей, которых можно убрать без фатального ущерба, но и это, будем считать, лирическое отступление.
А в моём, так сказать, рассуждении ключевое слово – «сразу», то есть в первой же сцене. Как с этим у Шекспира? Его коронный приём – для начала на сцену выходят два-три отнюдь не основных персонажа, чтобы потихоньку вводить зрителя в курс дела. К примеру, в «Гамлете» это – Франсиско и Бернардо, персонажи функциональные, запоминать их не обязательно. В «Ромео и Джульетте» после пролога (хор) мы видим Самсона и Грегорио; в «Макбете» всё начинается с трёх неразличимых ведьм; в «Короле Лире» и Кент, и Глостер, и Эдмонд – достаточно существенные персонажи, но всё же не главные; индивидуализируются они позже, по ходу дела, а в первой сцене у них другая задача. Правда, в «Отелло» нам сразу же представляют «первого злодея» – Яго, но запомнить его нетрудно, ведь на сцене, кроме него, только Родриго. А в «Ричарде III» главного героя мы видим сразу же, но он поначалу в одиночестве, и путать его решительно не с кем.
У Чехова – практически то же самое: когда поднимается занавес, на сцене два главных героя, и лишь в «Трёх сёстрах» – Ольга, Маша и Ирина. Может быть, дело в моей тупости, но различать сестёр (кто есть ху) я начал не сразу (хотя к самой пьесе отношусь нежно); в любом случае, в других пьесах по-иному, начинают два персонажа, спутать которых трудно хотя бы потому, что они разнополые (Няня и Астров; Маша и Медведенко; Дуняша и Лопахин).
К чему я это всё нудно перечисляю? Да к тому, что не надо путать зрителя, и лучше представлять персонажей постепенно. Разумеется, исключения вполне возможны, но кто же делает правило из исключений?
А дальше... дальше персонажей может быть сравнительно много, но запомнятся они не сразу. И не все, если их будет слишком много, да это чаще всего и не обязательно, лишь бы основные запомнились побыстрее.
Впрочем, современные авторы нередко и сами своих героев путают (чуть ли не в каждой третьей пьесе), но это уже другой вопрос. А зрителя по-любому надо жалеть – вдруг он окажется тупым? Или, более того, пожилым?
Вот такое дополнение к Булгакову: героя надо любить, а зрителя – жалеть.
Особенно – в наше, так сказать, сложное время...
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments