dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Вопрос, конечно, интересный

Алексей Битов (poziloy)

С прошлой недели остался за мной должок. Грозился высказаться по вопросу: "нужна отечественному театру современная (и столь же отечественная) пьеса или нет?". Не думаю, что кто-нибудь трепещет в ожидании, но всё-таки выскажусь.
По пунктам.
Во-первых, если без лапши на уши, кому он нужен, этот Васька, сиречь современная пьеса? Гарантии никакой, разве что автор модный, А как ему стать модным, пока его не ставят? Чаще в моду входят прозаики (публикация всё-таки – меньший риск, чем постановка), поэтому инсценировки во многих случаях куда привлекательнее для театров. А с драматургами – заколдованный круг: пока не поставили, не знают, а пока не знают, ставить стрёмно. Это объективность. .
Во-вторых, зададимся вопросом, а как было раньше, когда, по крайней мере, пороли?
Понятно, что, если авторов для постановки рекомендовали из КПСС, деваться было некуда; может, скоро из "Единой России" начнут рекомендовать эстетически близких, но пока до этого, к счастью, не дошло (хотя поползновения такие, если помните, были). А вот с пьесами без партрекомендаций проблемы были и в СССР. Не хочу строить предположения, просто констатирую некоторые факты. Вспомним четырёх чуть ли не самых знаменитых режиссёров времён заката империи. Кого они ставили?
Вот Г.А.Товстоногов. Среди самых известных его постановок современных пьес раз-два, и обчёлся. Конечно, А.Володин – прежде всего, "Пять вечеров". А ещё? А.Вампилов, "Прошлым летом в Чулимске"? А.Арбузов, "Иркутская история"? А.Штейн, "Океан"? Л.Зорин, "Римская комедия"? О "Третьей страже" умолчу. Не буду спорить, но, по-моему, не эти спектакли стали знаковыми для театра. В большей степени, насколько я помню, прогремели инсценировки: "Тихий Дон" по Шолохову (на тот момент – современный автор, но не драматург), "Энергичные люди" по В.Шукшину (это ведь хотя и "повесть для театра", но не пьеса), "Три мешка сорной пшеницы" по В.Тендрякову. Согласитесь, трудно назвать "Тихий Дон" или "Три мешка" современными пьесами. Да, пьес даже в моём перечне немало, но это же за 20 лет с гаком.
Ещё одно громкое имя – А.В.Эфрос. На Малой Бронной он ставил А.Арбузова, В.Розова, Э.Радзинского, И.Дворецкого, было дело. Но ведь что интересно: в последние свои три сезона в Театре на Таганке Эфрос поставил, если не ошибаюсь, 6 пьес, две из них – по современным отечественным авторам, но это были не пьесы ("У войны не женское лицо" по С.Алексиевич и "Полтора квадратных метра" по Б.Можаеву). Неужели потому, что в театре был конфликт? Поставить Горького, Мольера и Т.Уилльямса ничто почему-то не помешало.
М.А.Захаров в Ленкоме современных драматургов ставил, но тут тоже не всё так просто. Да, были более-менее чистые постановки (М.Шатров или "Школа для эмигрантов" Д.Липскерова). Но большинство современных пьес, поставленных в Ленкоме, создавалось с участием самого Захарова – в соавторстве с Ю.Визбором или с В.Черных (де-юре), а потом и с Г.Гориным (де-факто). В сущности, при всём моём уважении к Г.Горину, он писал не столько готовые пьесы, сколько диалоги для захаровских спектаклей. Грань тут, конечно, тонкая, и тем не менее.
Наконец, Ю.П.Любимов. На Таганке современные отечественные авторы ставились часто, но среди всего, что поставили, не было ни одной современной пьесы. Были инсценировки прозы (Ю.Трифонов, Б.Васильев, Ф.Абрамов и др.), были поэтические представления по современным поэтам (Е.Евтушенко, А.Вознесенский), а вот пьес не было ни одной. Может быть, я чего-то не знаю, но даже о попытках поставить таковые слышать не приходилось. Такие дела.
Переходим к в-третьих. Между прочим, драматургов тогда было всего ничего – допустим даже, сотня-другая. Ставились несколько человек, они были на виду. Кстати, судя по тому, что за 20 последних лет ни одна малоизвестная пьеса той поры, насколько я в курсе, не всплыла, ставились действительно лучшие, кто бы там что ни говорил.
Сейчас драматургов – море разливанное, разобраться в этой массе "материала" практически невозможно. Тем более, очень многое сделано без понимания, без умения, без нерва – отдельный поклон "новой драме".
В-четвёртых, в сегодняшнем театре режиссёр не хочет довольствоваться ролью дирижёра, он стремится быть полноправным соавтором. Хорошо это или плохо, вопрос отдельный, наверное, когда как. Подозреваю, ещё и поэтому нынешнему театру абсолютно готовая пьеса (которую только и остаётся, что на сцену перенести) просто не нужна, и востребована им не будет. И это тоже объективная реальность.
Наконец, в-последних. Современную пьесу в театрах всё равно ставят. Сверился по афишам, причём даже не принимал в расчёт театры, возникшие сравнительно недавно – только устоявшиеся, канонические. Да, в некоторых из них современных пьес в репертуаре нет (под пьесами здесь и далее имеется в виду текст, который сам автор назвал пьесой, вне зависимости от того, были у него для этого основания или нет). Но вот некоторые имена (я, кстати, отнюдь не всех читал):
– Вячеслав Дурненков ("Хозяйка анкеты" в Театре Ермоловой);
– Евгений Унгард (две пьесы в Театре Ермоловой);
– Мария Ладо, Андрей Максимов, Александр Мардань, Юрий Юрченко (в Театре Маяковского);
– Игорь Вацетис, В. Дэрхо и Е. Краузе, Виктор Мережко (в Театре Моссовета);
– Александр Галин ("Ретро"), Евгений Гришковец, братья Пресняковы, Надежда Птушкина, Михаил Угаров, Людмила Улицкая (МХТ им. Чехова);
– Юрий Поляков (две пьесы, одна из них в соавторстве со Станиславом Говорухиным), Эдвард Радзинский, Алексей Яковлев (во МХАТ им. Горького);
– Никита Воронов, Валерий Мухарьямов (в Театре на Малой Бронной);
– ещё раз Александр Галин ("Сон героини" в Малом театре);
– Олег Данилов (в Театре имени Пушкина);
– снова Юрий Поляков ("Одноклассники"), а также Валентин Ежов (это уже Театр Российской Армии);
– и опять Юрий Поляков ("Женщины без границ"), а также Стас Николаев (Театр Сатиры);
– и снова Александр Галин ("Дзинрикися"), Николай Коляда (две пьесы), Петр Хотяновский и Инга Гаручава (в "Современнике", тут я даже опущу "Сон Гафта");
– наконец, Елена Гремина, Николай Халезин и братья Пресняковы (правда, по мотивам) (Театр Станиславского).
Не могу не добавить к этому списку две известных постановки Мастерской Петра Фоменко: "Мотылёк" П.Гладилина и "Таня-Таня" О.Мухиной.
Извините, если что-то упустил (наверняка упустил) или приврал (надеюсь, не слишком). Так вот, выбор в некоторых случаях, странноват, согласен, но, честное слово, не страннее того, что предлагают Угаров и Ко. И объясните мне, несмышлёнышу, много это, мало или в самый раз?
Хотя на последний вопрос, пожалуй, ответить могу: хрен его знает. И вообще, как говаривал вождь мирового пролетариата, лучше меньше, да лучше.
Кстати, о мировом пролетариате. Драматурги, не объединяйтесь, вы не пролетарии. А тех, кто призывает вас сплотить ряды, гоните в шею. Приятно быть верховным регентом хора, но есть песни, которые хором петь нельзя, всё равно не получится.
Ага?
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments