dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Запоздалая реакция, или Об одном кольтовом ариозо

Алексей Битов (poziloy)

Помните, что такое «перестройка»? Конечно, помните. Не помните, потому что родились позже? Нет, отмазка не принимается, даже если Вы родились в 1999 году: современные люди умеют помнить даже то, что происходило за 14 лет до их рождения. Кто это сказал? Потерпите немного, скоро узнаете.
Итак, если Вы родились не позднее 1999 года, «перестройку» Вы помните – следовательно, Вы по тем временам почти ностальгируете. Каким образом одно вытекает из другого? А вот: «Помнить о прошлом и ностальгировать по нему – вообще-то разные вещи. Но в России это почти синонимы». Кто это сказал? Не спешите, разгадка уже не за горами.
Хорошо, а что вызвало эту самую «перестройку»? Понятно, одной из главных причин стало резкое падение цен на нефть в середине 1980-х. А цены на нефть почему упали? Как же, их умело обвалил американский президент Рейган. Так, а это кто сказал? Проханов? Нет. Дугин? Мимо. Кургинян? Холодно, леди и джентльмены, совсем холодно.
Всё, хватит темнить, автор всех трёх утверждений – передовой мыслитель М.Давыдова. Вы не читали её фундаментальный бред труд «1960-е: о вечно старческом в русской культуре» (http://www.colta.ru/articles/theatre/3500)? Немедленно бросайте всё и торопитесь восполнить этот позорный пробел, давыдовская штука сильнее, чем Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа, вместе взятые (ещё бы – Давыдова, как известно, всеведущая).
Уточним некоторые детали. Бог с ними, с ценами на нефть, об этом можно поговорить отдельно. Ограничусь аналогией: футболисты Бельгии и Алжира умело воспользовались провалами в обороне нашей сборной, а вот в том, что эти провалы возникли, виноваты совсем не они.
А вот как, к примеру, кто-то может помнить то, что происходило за много лет до его рождения? По Давыдовой – запросто: «В своем новом спектакле, поставленном в Театре на Таганке, Дмитрий Волкострелов показал нам совсем другие 60-е. Он помнит прошлое, но он совершенно не ностальгирует по нему». Для справки: Волкострелов (по данным Википедии) родился 17 августа 1982 года, а его «спектакль» называется «1968. Новый мир». Конечно, мне до Волкострелова далеко; наверное, только поэтому я не помню битву при Эль-Аламейне, произошедшую за 14 лет до моего рождения. А великая Давыдова, если поднапряжётся, глядишь, и охоту на мамонтов вспомнит во всех подробностях.
О Волкострелове и Группе юбилейного года всё уже сказано; ребята очевидно обделались и выставили себя на посмешище своими убогими перформансами (по крайней мере, о волкостреловской халтуре иначе не скажешь). Но отцы и матери этого позорища признавать провал своих «засланцев», естественно, не хотят – отсюда и мощный залп хвалебных отзывов во многих СМИ. Опять же по аналогии с футболом: не знаю, фейк это или нет, но в Сети мелькнуло сообщение, будто северокорейское телевидение сообщило своей пастве о выходе сборной КНДР во второй этап недавнего чемпионата мира; напомню, на самом деле эта сборная до финального турнира попросту не добралась, но зачем огорчать почитателей столь славной команды? Повторю: возможно, это фейк, но только в случае с футболистами КНДР, а с перформансистами ГЮГ ни о каком фейке говорить не приходится.
Вернёмся к Давыдовой. Её защитники, наверное, скажут, что она в каких-то случаях не совсем удачно выразилась, и нечего к этому цепляться. К сожалению, её программный опус (на который я не откликнулся оперативно всё из-за того же футбола) состоит из «неудачных выражений» чуть ли не целиком.
Ещё несколько цитат. Давыдова пишет: «60-е стали последним поколенческим высказыванием. Последней европейской утопией. Последним всплеском надежды, что единый порыв «правильно» мыслящих и взявшихся за руки людей может улучшить мир. Характерно, что всплеск этот случился по обе стороны железного занавеса...» И она же резко противопоставляет происходившее там и здесь: «Марш против войны во Вьетнаме вывел на улицы Америки 400 тысяч человек. Протестовать против ввода войск в Чехословакию на Красную площадь вышло восемь. Лозунги революционного Парижа могут не вдохновлять. Но в невнятице их уж точно не упрекнешь.
Взоры западных шестидесятников были устремлены в будущее. Взоры наших были обращены в прошлое, в обжитой и уютный мир европейского гуманизма
». То есть, получается, никакого всплеска «европейской утопии» у нас не было, но при этом «всплеск этот случился по обе стороны железного занавеса»? Похоже, опять Марина Юрьевна что-то нескладное придумала, но вместо того, чтобы потешаться, её откровениям почтительно внимают.
Поехали дальше. ««Человек должен жить так, словно при нем ничего не меняется. Вся разница только в скоростях. Раньше ездили на перекладных, теперь летают самолеты», – говорит герой фильма «Любить» в исполнении Валентина Никулина. Вот она, философия нашего шестидесятничества. В нем не было энергии заблуждения, витальной жажды перемен». Как видите, Давыдова явно не согласна с тем, что «ничего не меняется», но при этом она же утверждает: «время на родине ходит по кругу, как стрелки циферблата» и печально подытоживает: «Закономерный итог бесконечного бега по кругу». Так что-то меняется или всё ходит по кругу? Вы уж там разберитесь сами с собой, Марина Юрьевна, тогда и сообщите, к какому консенсусу пришли. А то слишком много «неудачных выражений» получается как-то...
И вот это весьма доставило: «Левая идея всегда так или иначе связана с энергией молодости. Правая идея – это всегда идея «старперов». В спектакле Волкострелова хорошо показано, каким «пожилым» было по большей части все наше шестидесятничество. С тех пор Россия не сильно помолодела». Ну, прежде всего, мне, конечно, приятно обнаружить себя, пожилого, в глубинах давыдовского подсознания, но истина дороже, и придётся дать небольшую справку: как известно, правые – сторонники индивидуализма, а левые, вроде бы, выступают за коллективизм. Что же получается «по Давыдовой»? Чушь получается: якобы, молодёжь у нас выступает за коллективизм, а «старпёры» – за индивидуализм. И второе открытие: оказывается, «левых» на наших, так сказать, выборах поддерживает молодёжный электорат, а старики исправно голосовали за СПС, а сейчас... даже не знаю, за кого, но на президентских выборах 2012 года – надо полагать, за Прохорова. Раньше, помнится, было такое выражение: у него не голова, а Дом Советов; в данном случае точнее сказать немного иначе: у неё не голова, а дом Облонских...
А вот это уже серьёзно: «Высшая форма отечественной ностальгии – ностальгия по 60-м. Прочие эпохи любят разные группы населения. Шестидесятые любят все. Одни за то, другие за это, но любят. По поводу шестидесятых в обществе достигнут консенсус, объединивший мрачных патриотов и восторженных либералов, – хорошее было время!» Во-первых, это – очередная чепуха. Для примера: «Когда автор слышит слово «шестидесятники», ему, как и многим его ровесникам, хочется блевать» (из авторского «разъяснения» к пьесе М.Курочкина «Водка, ебля, телевизор»). А совсем недавно на Фэйсбуке кто-то с другой стороны презрительно назвал «шестидесятников» «инвалидами XX съезда». Да, похоже, в доме Облонских нашли очередной консенсус. А теперь – во-вторых и в-главных. Знаете, в чём провинились перед Давыдовой несчастные «шестидесятники»? ««Человек должен жить так, словно при нем ничего не меняется...», – говорит герой фильма «Любить» в исполнении Валентина Никулина. Вот она, философия нашего шестидесятничества. В нем не было энергии заблуждения, витальной жажды перемен. Это была борьба хорошего консерватизма с плохим. Искреннего консерватизма с консервативным официозом». И тут, знаете ли, придётся заступиться за «шестидесятников»: «Витальная жажда перемен» – это «до основанья, а затем», другой перевод с французского. А может, с немецкого: «Пусть мир превратится в руины Все перевернется вверх дном! Мы – юной земли властелины – Свой заново выстроим дом!». В России самое витально-мортальное «до основанья» почти 100 лет назад проходили, знаем; спасибо, не надо, кушайте сами, Марина Юрьевна, хотя Вам, конечно, виднее: Вы помните, а мы только понаслышке судим, но стараемся делать выводы из допущенных до нас ошибок; плохо стараемся, конечно, но это уже другой вопрос.
Если честно, не думаю, что Давыдовой хочется хаоса, она и так пригрелась неплохо. Но, простите, вспоминается классическое: «Остапа несло» (логорея, как выразилась сама «неукротимая воительница»). К тому же (наверное, не надо бы этого говорить, но и не сказать нельзя) чувствуется тут, извините, что-то очень личное: надо полагать, в своё время Давыдова училась именно у «шестидесятников», говорила при них вполголоса и до сих пор этого своего «унижения» не простила – кстати, полагаю, не она одна.
Да Бог бы с ней, с Давыдовой, другое печально. Вчера шёл у нас разговор о драматургических конкурсах, и кто-то сетовал, что нынче разучились писать. Если бы только писать, а то ведь и читать, похоже, разучились – если ту галиматью, которую несёт главред журнала «Театр», воспринимают всерьёз.
Господа и дамы, очень вас прошу: восстанавливайте читательские навыки. А то ведь вам такое могут впарить...
Собственно, уже впаривают. Вовсю.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments