dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

В шутку и всерьёз

Алексей Битов (poziloy)

Ну, молодец dik_dikij! Опять пошутил, и опять удачно. Предположил, что новый труд г-на Пряжко под названием «Запертая дверь» (а может, и впрямь «заёпртая») прошёл через руки обработчиков (http://dik-dikij.livejournal.com/89954.html). Всё правильно, так оно и есть: текст для Пряжко необычайно причёсан, и даже грамматических ошибок меньше, чем обычно у нашего недоросля.
Увы, с этим фонтаном не справится и бригада сантехников, но не будем зацикливаться на проколах. Поговорим, например, о структуре. «Запертая дверь» – если угодно, сэндвич. «В центре» (7 страниц), «На окраине» (около 30 страниц) и снова «В центре» (6 страниц). «В центре» есть ещё вставки: «Дом престарелых». Все эти части связаны между собой не больше, чем любая из них – с «Трусами», «Жизнь удалась», «Полем» или «Лёгким дыханием». Общих персонажей нет, сюжетные линии не пересекаются (если вообще тут можно говорить о сюжете).
Ну, а поскольку две части между собой не связаны, поговорим о них по отдельности. Начну с «На окраине». И потому, что она больше, и потому, что её почему-то не заметило (или не прочитало) большинство хвалителей, включая самого П.Руднева. Ещё одна причина: в этой части у нас – единство места действия. А пьесы опять не получилось, всего лишь попытка постмодернистской прозы, выделяющаяся из ряда прочих разве что косноязычностью. Почему нет пьесы? Во-первых, потому, что «симулякров» в драматургии быть не может – каждого персонажа на сцене играет живой актёр (или Пряжко для театра теней пишет? так ведь и там персонажи более полнокровны). Во-вторых, из-за полного отсутствия действия: тут уже не рвотное, а снотворное. А в-третьих, разумеется, из-за вопиющей нетеатральности многих ремарок – недаром некоторые из них заканчиватся словом «произносит». И ещё несколько примеров, судите сами. «Входит Дима… Дима ходил в туалет мыть кружку…». «Покупатель уже хочет уйти, но почему-то ему кажется, что надо выдержать сейчас какую-то паузу». «Оля не может отпустить эту ситуацию». «Оля знает: Слава – нерадивый работник». «Оля морщится, типа, мол, Дима не мачо». «Дима думает, что после чая отжиматься, наверное, не стоит». «Этот факт не проходит мимо Оли». «уже не улыбаясь, начинает надавливать пальцами на верхнюю часть глазной кости». «Слава готов помочь Диме. Он знает, людям надо помогать даже против собственного желания». «уже перестала улыбаться, ищёт глазами куда бы положить полотенце, очарование подарком у неё прошло очень быстро». «Оля возвращается, почему-то ей не удалось покурить». «Дима, чувствуя себя немного виноватым перед Славой, всё-таки Слава промок по его вине, поворачивается…». «тут же спешит отвести глаза». «Ей немного обидно, вроде как она чувствует себя дурой сейчас. Слава чувствует возникшее напряжение, ему самому становится неудобно от этого». «произносит, имея в виду, что, может, Оля и полюбит музыку». «Слава начинает суетиться, ему очень приятно делиться музыкой. Для него закачать кому-то музыку – дело намного более важное, чем помочь загрузить жестяную бочку в грузовик». «Оля сидя протягивает руку, она уверена, что словит флэшку. Слава, улыбаясь, волнуется, он очень хочет кинуть флэшку так, чтобы попасть прямо в руку Оле». «Чай ей пить перехотелось». «Оля морщит нос, мол, не хочется уже. Слава видит, что его высказывание полностью проигнорировано, вера в людей опять покинула его». «Дима подошёл к подоконнику, смотрит на миниатюрный сад, стоящий на нём. Это большая коробка, в которой растут кактусы, сделан миниатюрный сад камней, на песке стоят фигурки животных».
Достаточно, а то я уже устал смеяться. И где же тут, на фиг, пьеса?
Впрочем, несколько грамматических курьёзов всё же приведу дополнительно. «Оля. (кривляет) Маковое печенье, такая вкусняшка» [кривляет – это, надо полагать, неологизьм такой]. «Оля, надавливая, ждёт, когда Дима заполнит её [не подумайте лишнего, Дима заполняет накладную]». «глядя на неё, становится понятно, что вроде она больше не обижается» [«подъезжая к станции, с меня слетела шляпа»].
Думаю, этого достаточно. Впрочем, безграмотность – только одна из причин, не позволяющих назвать очередной пряжковский опус прозой. Есть и по содержанию вопросы, но о них – завтра. В контексте похвального слова «Заёпртой двери» от г-на Руднева.
Продолжим о форме. Мы пока не рассматривали «окаймляющую» часть («В центре»). Давайте и о ней. Для начала – немного арифметики. Напомню, эта часть занимает 13 страниц – 7 в начале и 6 в конце. На 13 страницах место действия меняется почти 50 раз. Из примерно 455 строк (где-то по 35 на страницу) реплики занимают около 100, остальное (более 350) – ремарки. Подчёркиваю, не монологи/диалоги, а именно реплики. Не поленился, подсчитал: из 102 реплик 51 (ровно половина) – по 1 строке, а 4 самых длинных растянуты аж на 4 строки каждая. Качество ремарок такое же, как и в «окраинной» части, приведу два примера со второй страницы. Первый – длинный, но он того стоит (мы ведь о пьесе говорим, правда?). Итак: «Валера некоторое время смотрит телевизор. Валера не смеётся. Это не значит, что передача не смешная, Валера видит и понимает, что она смешная, но лицо его при этом ничего не выражает. Эта передача не заставляет, она не вынуждает Валеру смеяться». И ещё ремарка, внизу той же страницы: «Валеру не интересует колено знакомого».
Ещё раз повторяю: о пьесе, где есть свои формальные границы, тут говорить не приходится. Но и к литературе это убожество никакого отношения не имеет. Завтра – подробнее.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments